Рецензия на книгу Эмигранты от neveroff
Не так давно Оксана @loki обнаружила книгу Голубые города Алексея Толстого, в которой был минимум описаний. Это действительно удивительно, потому что понятия "русский классик" и "мальчик с фотографической памятью" очень близки. В том смысле, что и тот, и тот воссоздают увиденное в мельчайших подробностях. И мне стало любопытно - может быть Алексей Николаевич действительно отошел от традиций?
Итак, Оксана, докладываю: Вам очень повезло! Видимо, при написании "Голубых городов" автор задержал дыхание и поэтому писал быстро, избегая описаний и ненужных размышлений. Но когда взялся за "Эмигрантов" кто-то крикнул: "Выдыхай, Толстой, выдыхай!" и описания полились бурным водопадом... Да эта книга на пятьдесят процентов из них состоит. Сюжет занимает лишь другую половинку.
1919 год. Париж. Только окончилась первая мировая. А в России все еще далеко не спокойно: революция, гражданская война, разноцветные армии тянут одеяла на себя. Европа, уже уставшая от войн, застыла в ожидании... Во Франции цвет русской интеллигенции и звучные дворянские фамилии, находясь еще в шоке от расстрела царской семьи, пытаются стабилизировать обстановку или хотя бы приспособиться к новой жизни. Миллиардеры покупают оружие и бытовые товары для армий Деникина, Колчака, Юденича. Полковники топят воспоминания и загубленную зрелость знаменитым способом. Графы разводят цыплят. Княгини подрабатывают публичными девками. И, конечно, всегда найдется кто-то, для кого война "мать родная" и кто готов с помощью организованной аферы попользоваться чувством патриотизма землячков. Гадко, но не так страшно. Потому что находиться кто-то, готовый слово "афера" заменить на слово "террор". А вот это уже страшно. В общем, Толстой показывает организацию, смахивающую на русскую мафию. Кстати, поднят нефтяной вопрос. Тот самый, который временно распределит зоны влияния. Для 1931 года, когда книга была написана, мысль хоть и не свежайшая, но все равно пророческая.
В книге есть место и романтике, и даже детективной линии, вот только сами персонажи... Ну до чего же унылые! Мне было так скучно читать. Вдвойне обидно, что большинство из них - исторические фигуры. Втройне обидно, что произведение вышло из под пера автора "Петра первого". Ну, может же!
И еще момент: несмотря на то, что автор показывает противостояние большевики Vs белые и Россия Vs Англия/Европа с двух сторон, получается у него все равно крайне однобоко. Надеюсь, он писал то, во что действительно верил, а не под страхом цензуры.
Жалко, что "Голубые города" - это не "Щолубые города" или не "Эолубые города")))
@loki, маемо що маемо.))) Хорошо, что я этих "Эмигрантов" не бросил на произвол судьбы. Все только ради любимого ВУЗа.)))
Так тяжко и нудно было читать? Наш Александр Неверов тоже не любит описаний?
Экзамен 3.3!!!!! А теперь допы)))
Угораю просто над: "Выдыхай, Толстой, выдыхай!" : D
@lerochka, не тяжко, но нудно... Неверов не то что не любит описания. он не понимает зачем нужны ничего не значащие описания. Какое мне дело до скатерти и какая оборочка на платье?)))
@neveroff, как, вы не хотите ничего знать о моде первой половины 20 века?)))))))
@ekaterin_a, а "мальчик с фотографической памятью"... Все, разобрали рецензию на цитаты )
@neveroff, На экзамене у Набокова студент, не ответивший на вопрос, какие обои были в спальне Каренина, не имел шансов получить положительную оценку ) А у одной знакомой преподавательницы "завальный" вопрос - какого цвета глаза у лошади Вронского.
@AprilDay, другими словами - эти описания имеют какой-то смысл?))) И даже как-то влияют на восприятие произведения? Да ладно!)))
@ekaterin_a, очень хочу! Но тогда, когда читаю про моду первой половины 20 века, а вовсе не когда пытаюсь разобраться в отношениях Деникин + русская эммиграция.)))
@neveroff, я к тому, что деканы Книжной Академии Ридли по сравнению с этими упырями добряшечки ) А смысл описаний не знаю, с лошадью там еще понятно, вроде у нее глаза были такие же как у Анны, и Вронский сломал спину лошади, и это как бы все переносилось на Анну. А с обоями засада...
@AprilDay, наши деканы добряшечки по сравнению вообще со всеми.)))
А за лошадь Вронскому нужно было сломать существенные части тела... Вот не люблю Толстого (Льва) за такие метафоры...
@neveroff, ну как же не имеют смысла? Имеют, конечно. И очень важное. Оборочка на платье может сказать об элегантности женщины, если эти оборки были в те времена в моде. А по описанию скатерти можно судить об уюте и эстетичности дома))) Вам мужчинам, возможно, этого не понять?)
@lerochka, вероятно, не понять.))) Потому что если я читаю политическую дискуссию группы людей и между каждой фразой - по два абзаца про скатерти, оборочки и вкус выпивки меня это не то чтобы напрягает, но отдаляет от основной темы. И мне это не нравится, да.)))