Рецензия на книгу Санькя от Headless
С этим романом мне пришлось волею судьбы долго и упорно знакомиться.
Пожалуй, самое примечательное в романе - герои. Их можно условно разделить на четыре группы: члены «Союза созидающих», их идеологические противники, «обыватели» и представители силовых структур. Обыватели изображены крайне инертными, их и нет будто, та же мать Саши просто не вызывает никаких эмоций, потому что ей и появиться толком автор не позволяет. Точно так же бездеятельны и идеологические противники «союзников», бесцельно пытающиеся добиться ответа на вопрос "а что дальше?" от Саши, попутно подробно излагая ему свои варианты, толкающие на разные способы приспособления к власти существующей. Представители силовых структур изображены резко негативно. Стоит отметить, что самих представителей власти в романе мы не увидим, они не принимают никакого участия в сюжете, что выражает авторское представление об их паразитирующей роли в стране.
На этом фоне члены «Союза созидающих» оказываются единственными героями романа, кто борется за свои идеалы, родину, лучшую жизнь. Из чего мы можем сделать вывод, что и авторская симпатия принадлежит «союзникам».
При этом странная история - борются-то они борются, но за лучшую ли жизнь? Вообще за что-то они борются или ради борьбы? И борются ли вообще? Желание разрушить ненавистное старое есть, но вот что строить вместо него? И выясняется, что ничего стоить они не хотят. И готовы "принять любую власть", отвечающую их условиям. Принять от кого-то, но не строить этот новый мир самим. И им всё равно, какая это будет власть, и чем она будет достигаться и удерживаться. Дайте им то, что они хотят, и они примут её.
А что они хотят? А выясняется, что ничего. То, что им нужно, сами могут взять, а желать ничего не желают. Друг друга запросто отпускают калечиться и умирать за вождя, тех, кого вроде бы защищать рвутся, обворовывают. Ощущения правоты нет в них, даже самого безыскусного, животного, и того нет. Потому и критики так резко делятся на тех, кто Сашу и товарищей его считает героями нашего нового времени и тех, кто баранами, простите, считает их бездумными.
Потому финал так холоден и пуст и жалеть заставляет о многих загубленных (причём часто самими собой).