Рецензия на книгу Иов от diachenko

написала рецензию15 ноября 2015 23:18
Оценка книге:
7/10

#Флешмоб_И

Не скажу, что люблю такие книги. Потому что очень своеобразно отношусь к этой теме. Религиозные повествования(например, об Аврааме) вызывают у меня бурю возмущения. Прейскурант на обряды - недоверие. А лицемеры, кричащие о своем праве на воскресение - чувство омерзения. И вот угораздило меня взяться за эту книгу. Ну а что? Было написано - "о войне".
Не знаю почему автор сравнил своего героя с библейским Иовом. Они отличаются как целая спичка от обугленной.
Я попыталась прочесть первоисточник - "Книгу Иова", но когда стала скрипеть зубами, ограничилась Википедией и оригинальным окончанием.
Так вот, библейский Иов был богат, богобоязнен, непорочен и справедлив. Когда Господь указал на этого образцового праведника сатане, тот вполне логично предположил, что Иов такой хороший, потому что живется ему чудесно. Не знает он ни потерь, ни болезней, ни нужды. И Господь разрешил сатане испытать Иова. Вмиг обрушились на того все несчастья. Не стало ни богатсва, ни детей, ни здоровья. Его, больного проказой, выгнали из города и даже жена не поддерживала, а советовала отречься от Бога. Но вот пришли друзья, вроде бы с утешением. И когда Иов задался вопросом "ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила", они начали рассуждать, что если Бог шлет людям наказания за их грехи, то не таким уж праведником он и был. В чем-то согрешил, где-то промахнулся. Один из товарищей, наоборот считал, что это Господь ошибся, наказав невиновного. И вот в разгар этих споров, пришел к ним Бог и сказал, что никто, кроме него, не может видеть весь его замысел. Они, убогие, смотрят на происходящее своими близорукими глазами. Толкуют об общей картине, видя всего лишь крошечную деталь. Никто не вправе судить божьи замыслы и понимать по своему разумению его действия.
И если Иов не отрекся от Бога, не усомнился в его правоте, то был вознагражден вдвое прежнего. Непонятно правда, как новые сыновья и дочери могут заменить погибших? Как боль от их потери может улетучиться? И если детей стало столько же, сколько и было, разве это "вдвое"? Или достаточно того, что другое имущество приумножилось? Разве можно этим утешиться? Конечно, если надеяться на воскресение, то вот вам и вдвое, и счастье со справедливостью вместе.

Но вернемся к нашей книге. У еврейской семьи Зингер никакого богатства не было и в помине. В ветхом домике жил учитель Мендл(писать он, правда, не умел), жена его Двойра, дочь и двое сыновей. Да, Мендл был благочестив и богобоязнен. А жена, как и многие жены, не слишком довольна мужем и бедностью. Хотя если выходишь замуж за нищего учителя, отец и дед которого тоже были учителями, на какое богатство можно расчитывать? Каждый день их жизни был похож на другой, пока не родился Менухим. Он, на первый взгляд, не был благословением божьим. Он был калекой. Для матери померк белый свет и даже здоровье остальных детей ее уже не радовало. Скорее даже раздражало. Но беды семьи только начались. И Мендл вроде бы готов был со всем мириться, терпеть, терять, отдавать...
"бедные бессильны, Бог не одаривает их золотыми камнями с неба, в лотерею они не выигрывают, и они должны покорно нести свой жребий."

Но не такова была Двойра!
"Человек должен стараться помочь себе, и тогда Бог ему поможет. Вот как написано в Писании, Мендл! Ты знаешь наизусть всё не те слова. Написано много тысяч фраз, и ты примечаешь одни ненужные!"

Вот и пойми - когда нужно смиряться, а когда бороться? Верить в чудо или в людей?
Почему долг стране в которой ты богат, важнее чем долг той, в которой ты был беден?
Кого страшнее потерять - того сына или этого, а может быть дочь? Кого спасти, а кого бросить?
Если кто-то считает, что у него ничего нет, ему уже действительно нечего терять?
До конца ли готов даже благочестивый нести свой жребий? Или осмелится роптать?
Достоин, отвернувшийся от земного сына и от небесного бога, принять бесценный подарок и обрести счастье?

Мне тяжело читать такие книги. Не люблю, когда душевно больно и тошно. Не могу понять почему для того, чтобы было хорошо, сначала должно быть очень плохо. Не могу научиться понимать, где та грань за которой испытание оборачивается наградой.
Я не верю концу этой истории. Мне кажется, автор тоже в нее не верил и знал - чудес не бывает.

И еще, я бы исправила жанр "о войне" на тот, который имеет отношение к религии. И год написания не 1999, а 1930. Йозеф Рот умер еще в 1939году. А события в книге происходят где-то с 1900 по 1927гг.

Леся (@elea)15 ноября 2015 23:22

еще одна книга, которую, кажется, я никогда не буду читать, именно потому, что тоже не люблю такое
а почему без оценки?)

Ответить

Таня (@diachenko)15 ноября 2015 23:29

@elea, забыла) да и не знаю как оценить. Эмоции книга вызывает, а они неприятные. Герои, как обычные люди, но не самые достойные. Конец какой-то ненастоящий, как из другой книги.

Ответить

Леся (@elea)15 ноября 2015 23:33

@diachenko, вроде как герои автора пошли своим путем, не совпадающим с придуманной концовкой, и случилась непонятка? бывает такое)

Ответить

Таня (@diachenko)15 ноября 2015 23:39

@elea, то чудо, которое получил герой было им не заслужено, как Иовом. И на фоне всей истории выглядит неправдоподобно.

Ответить

@loki16 ноября 2015 11:00

а я люблю, когда такие эмоции от книги
но читать ее не буду

Ответить

Джеймс Кот (@andres)16 ноября 2015 11:10

А мне вот стало интересно. Ренцезию прочитал взахлеб)

А как сам автор относится к писанию и Богу?

Ответить

Таня (@diachenko)16 ноября 2015 11:40

@loki, почему это?)
@andres, спасибо)
об авторе не так много известно. Но судя по тому, что писатель увлекался алкоголем(умер от белой горячки) и интересовался католицизмом, то наверное искал и не находил ответов на свои вопросы, не мог стать как Иов - безоговорочно преданным Богу и все благодарно от него принимающим.

Ответить

@loki16 ноября 2015 11:56

@diachenko, не знаю) как-то она не заинтересовала)

Ответить

Joker (@nikfrock)16 ноября 2015 12:18

Понял, книгу читать мне некогда - пошел искать ответы на твои вопросы..))

Ответить

Таня (@diachenko)16 ноября 2015 12:46

@nikfrock, далеко только не уходи) ну или крошки там какие-нибудь сыпь, чтобы не потеряться))
А! Раз уж пойдешь, кило яблок мне где-нибудь молодильных найди...
И мусор, мусор захвати выбрось)))

Ответить

Joker (@nikfrock)16 ноября 2015 13:37

@diachenko, ок, только денег на дорогу дай)))

Ответить
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт