Рецензия на книгу Клоун Шалимар от shernaz

написал(а) рецензию23 июня 2016 22:29
Оценка книге:
7/10

Объемный роман «Клоун Шалимар» С. Рушди представляет судьбу спорной территории Кашмир, как некогда букеровский «Дети полуночи» иллюстрировал непростую историю Индии. Романы пересекаются темами и проблемами, актуальными для индийцев и для автора - индийца-мусульманина. Война, религиозная нетерпимость, фанатизм и исламский фундаментализм, необъяснимая жестокость государства к своим гражданам – вот неполный круг тем, поднятых писателем. На примере судеб 4-х главных героев автор и изображает трагические метаморфозы, которым подверглась благословенная Долина Кашмира.
Произведение имеет кольцевую композицию, действие началось и окончилось в современное время в доме Кашмиры (Индии) Офалс – центральной героини, связавшей воедино все сюжетные линии. 5 частей романа, где действие 1-й и 5-й происходит в наше время, последовательно знакомят нас с 4 главными героями, неторопливо рассказывая историю трагического любовного треугольника, претерпевшего всевозможные коллизии.
Азия, Европа, США – места функционирования терроризма в романе, начиная от фашизма, заканчивая современным исламизмом. Здесь герои пытаются жить, любить и воевать. И несчастный кровоточащий Кашмир – арена смертельной схватки множества банд, армий, стран; любимая родина миролюбивых крестьян; место счастья и страданий влюбленных; непреходящая боль автора.
У героини Кашмиры (Индии) Офалс убили отца на её глазах. Находящаяся в депрессии девушка, благодаря полицейскому расследованию, начинает потихоньку узнавать его прошлое. Открывшаяся правда тяжела и настолько изумляет героиню, что она летит на свою историческую родину, в Кашмир, чтобы раскрыть весьма запутанную тайну своего появления на свет. Увиденное меняет мировоззрение героини, она возвращается другим человеком.
В середине 20 века в Европе жил молодой еврей Макс Офалс. Потеряв во 2-й мировой войне, в концлагере, родителей, он геройски сражался с фашизмом, восстанавливал послевоенную Европу, презирая отжившее европейское мировосприятие. Эмигрировав в США, стал шпионом, обеспечивавшим взаимосвязь спецслужб с различными террористическими группировками. Попутно недолго работал послом в Индии, где и влюбился в танцовщицу Бунньи, индуску. После недолгого романа с чужой женой, кем и была девушка, родилась Индия. Увезенная с родины в младенчестве, только через четверть века вернулась к своим корням.
. Веротерпимость и взаимопонимание между представителями различных наций и конфессий издавна царили в Кашмире, где трудолюбивые кашмирцы (кашмириат) развивали местные ремёсла, традиционную кулинарию и этнографический народный театр. Две соседние деревни соревновались друг с другом, пытаясь перещеголять земляков в умении развлечь и накормить туристов. Это был единственный конфликт кашмирцев, заставлявший их развиваться, становиться лучше.
В год обретения независимости Индией суверенное княжество Кашмир покинули спокойствие и счастье. Земля превратилась в территорию раздора между Индией и Пакистаном. Армии 2-х стран и бандиты всех мастей терзали многострадальный штат, залив его кровью индусов и мусульман. В это время и родились Шалимар и Бунньи, мусульманин и индуска, клоун и танцовщица. Прекрасная поначалу любовь подростков из дружеских семей претерпевает ужасные метаморфозы, превратившись в ненависть и уничтожив всех действующих лиц этого треугольника.
Наследница кашмирской драмы – Кашмира (Индия) – уже в наше время переживает последствия той старой, более чем 50-летней истории.
Неспешно и подробно исследует Рушди характеры своих героев: Шалимара, Бунньи, Офалса и Кашмиры, показывая нам их последовательное изменение, вследствие неотвратимых обстоятельств.
Переданные матерью генетически амбиции – удовлетворить свои желания и изменить привычное течение жизни – разрушают жизнь танцовщицы Бунньи, приведя её сперва к краху, а позже – к покаянию и житейской мудрости. Сиюминутный каприз героини разбивает жизни 3-х семей: её, отца и свекоров – навсегда.
И превращает её мужа Шалимара в чудовище, которое дремало в нем с младенчества и проявилось только в минуту отчаяния. Любовь к неверной жене трансформировалась у главного героя в ненависть ко всему миру, так кстати использованную исламистами для террора кашмирцев.
Героическая борьба Офалса с фашизмом, вследствие разобщенности и трусости европейцев, сменилась на тайную поддержку терроризма. Это государственная политика его новой родины. И бывший герой Сопротивления теперь финансирует и курирует исламистов по всему миру, используя их в целях достижения мирового господства США.
А Кашмира, став сиротой, примиряется со своими, такими разными родителями, обретает кашмирскую идентичность и настоящую любовь.
Как и в давнем романе «Сатанинские стихи» автор увлекается созданием параллельных образов. Только там герои, будучи непохожи, имели одинаковые имена, а здесь разноименные персонажи близки по духу. Увлекательно наблюдать, как они, совершенно разного происхождения, религии, национальности, достатка, шествуют бок о бок по страницам романа, являясь практически мировоззренческими близнецами.
Пампуш – Бунньи – Кашмира: раскрепощенная сексуальность и амбициозность героинь градационно возрастают от матери к дочери.
Шалимар идёт путем Офалса, превращаясь из мирного жителя, любящего сына и мужа в преступника, ведущего двойную жизнь. Только у посла есть привязанность – дочь, а у клоуна-киллера только ненависть.
Самый яркий пример идентичности персонажей – Стальной Мулла и Молот Кашмира. Первый, Булбул Факх – исламист, фундаменталист, идеолог насилия, оправдывающий террор мирного населения волей бога. Второй, Качхваха – военачальник индийской армии, творящий военные преступления во имя унитарности страны. Их образы представляют страшное лицо фанатизма, вне зависимости военный он или религиозный.
Среди множества сюжетных линий прослеживаются идентичные мотивы. Герои ведут явную и тайную жизни, в любовных отношениях все совершают ошибки, и только Кашмире удается разорвать этот порочный круг. Дружба персонажей связана с взаимопомощью, только если положительные герои помогают друг другу выживать и процветать, то отрицательные – убивать. Все воюющие, будь то бандиты либо солдаты, совершают преступления против мирного населения, сделав жизнь в штате невыносимой. Потому-то гибнут почти все герои «золотого века» Кашмира и злодеи, предоставив детям, Кашмире и Ювараджу, шанс вновь возродить благословенную веротерпимую Долину.
Вообще роман представляет собой эмоциональный крик отчаяния неравнодушного писателя, призывающего мировое сообщество обратить внимание на страдания пылающего Кашмира. И на любую войну в целом, чтобы положить ей конец.

Похожие рецензии
@lorikieriki Катя Cat 16 августа 2015
Индия, ее отец-посол Макс и Шалимар. Вся книга написана о том, как эти трое связаны между собой. Девушка, которая выросла без матери и практически без ...Читать далее
@bedda 2 апреля 2024
Я давно уже не читала ничего похожего по силе воздействия. Это настоящая литература, и все, что бы я здесь ни написала, будет слишком банально и ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт