Рецензия на книгу Миф о Сизифе от andres
Я не философ, поэтому описываю все как есть взглядом рядового обывателя.
"Миф о Сизифе" - это царство абсурда в творчестве Камю. Я полагаю, что именно в нем он показал, как его взгляды мутируют из экзистенциализма в абсурдизм.
Перед тем, как прочитать "Миф о Сизифе" - лучше ознакомиться с ключевыми произведениями Камю. Например, "Чума" или "Посторонний".
Начинается эссе с главного вопроса, который ставит автор - вопрос самоубийства. Именно главный, потому что по цитатам самого Камю, другие вопросы менее содержательны.
В первой части эссе - он рассматривает его природу.
Говоря о моменте суицида, автор утверждает, что человек в редких случаях кончает с собой из-за рефлексии. То есть по мнению К. чаще к этому приводит, например, холодное отношение близкого в этот день и т.д.
Но в то же время можно встретить мнение о том, что самоубийцы - как раз чаще задумываются о смысле жизни. В итоге это приводит к выводу, что жизнь кончена и "сделалась непонятной". Однако Камю уделил отдельную главу творчеству Ф.М. Достоевского и выделил среди самоубийц Кириллова из "Бесов", называя его решение убить себя - бунтом абсурдного человека. О бунте ниже.
Продолжая мысль, К. делает упор на "сделалась непонятной". Это и есть абсурд.
Если резюмировать и описать проще: Абсурд - это конфронтация нашего сознания, которое постоянно ищет смысл в формах с холодным миром, которому на эти формы, абсолютно по барабану. Без этих двух компонентов абсурда не существует, как и нашей жизни.
Человек пытается собрать все в единую картину, а она отказывается собираться и расщипляется на мелкие осколки. Результатом становится либо "бунт" - признак абсурдного человека - либо самоубийство - выход из абсурда.
Бунт - не значит идти на баррикады против холодного мира - это по версии Камю было бы бессмысленно.
Бунт ярко и красочно передан на примере Сизифа, который осужден богами на то, чтобы вечность тащить огромный камень на вершину скалы. Как только камень достигает вершины - он скатывается вниз, и Сизиф делает работу заново. Так вот бунт по версии Камю проявляется в тот момент, когда герой вниз спускается за камнем, но при этом образно с улыбкой на лице.
"Сизифа следует представлять себе счастливым." - заключительное предложение эссе описывает весь подход асбурдного человека. Это и есть бунт - принимать вселенную, такой какая она есть, не рассчитывая на что-то большее. Есть Бог или нет - это впрочем не важно. Абсурд это наша среда обитания. Он исчезнет только после смерти, поэтому с ним надо жить, не задаваясь высшими вопросами.
Так вот он - ответ на вопрос - самоубийство или бунт. Преодолевая свои порывы и принимая абсурдную действительность как есть - все-таки бунт!
Ключевой вопрос для меня в этом эссе - различие экзистенциализма и абсурдизма - мне помогли решить буквально пять минут назад. Экзистенциализм призывает искать смысл в иррациональном устройстве мира, в то время как абсурдизм отрицает смысл вообще и его поиски.
Готов подискутировать.
А что подразумеваешь под иррациональным устройством мира?
Рациональное устройство мира (научное) тебе уже наскучило?)
@readman, это не мне наскучило, а экзистенциалистам) В их теории мир следует постигать не разумом, так как в нем много вещей ему недоступных.
Камю в этом цитирует Льва Шестова одного из экзистенциалистов
“Единственный выход там, где для человеческого ума нет выхода. Иначе к чему нам Бог? К Богу обращаются за невозможным. Для возможного и людей достаточно”
@andres, религия, значит... А экзистенциализм ещё не загнулся, не в курсе? Или цветёт до сих пор?
@readman, да они по-моему все живут)) что им будет? Всегда найдутся последователи