Рецензия на книгу Невский проспект от kefirtchik
Занесло меня первый раз в жизни на Патриаршие пруды. Знаете, когда становишься частью чего-то интересного, неординарного и даже великого, сразу хочется глубже проникнуться явлениями мира, созданными человеком и природой. Я сразу нашел те места, где сидели на скамеечке Берлиоз и Бездомный, тот самый зловещий дом и дорогу, где, вероятно были трамвайные пути с маслом Аннушки и головой несчастного Берлиоза.
Все прекрасно знают, как Булгаков уважал и любил Гоголя. Сколько между ними общего? Сколько уже проведено параллелей? Мистики, выдающиеся писатели, одна Голгофа на двоих! Тут я захотел познать всю силу Гоголевского острого пера и чуткого ума. Под рукой оказались Петербургские повести.
Помню, начал читать «Вечера на хуторе», как же это тяжело! Не смог. И тут такой контраст. Живо, интересно, остроумно. Проблема маленького человека в большом засасывающем Петербурге. Где-то промелькнуло, что Гоголь не любил Петербург. И вот в котле человеческих пороков варятся богатые и бедные, умные и глупые, нравственные и бессовестные. Искусство, религия, мистика, деньги, нравственный выбор, борьба с искушениями – все это в жилах города на Неве.
Прелесть его произведений – это совокупность чего-то непостижимого человеческим умом и недосказанность. Сидишь и гадаешь, что же этим хотели показать. А еще, остается всегда светлое пятно. Гоголь показывает, что всегда есть выбор. Поддаться искушению и погибнуть в руках дьявола или повернуться к Богу и служить ему. Погибнуть от любви к грязной женщине или попытаться совратить жену немецкого священника, получить за это, да так, что автор даже не решился описать, что же с офицером сделали три здоровых мужика. И вот это постоянное взаимодействие человека и общества, от которого не убежать и не скрыться, с которым нужно ладить, бороться, адаптироваться, воевать в центре повествования. А кто к чему придет – это уже дело во многом случая, во многом дело души.
Гоголю постоянно подкидывали идеи произведений то другие писатели, как Пушкин, то случаи из жизни. И так эти идеи в его уме переворачивались, обтачивались, что получался интересный сюжет, который не всегда открывал свою тайну.
Пишу, а рядом стоят Акакий Акакиевич без своей шинели. Портрет с каким-то греком или индийцем с узкими глазами. Нос без Ковалева. И сумасшедший,. Пьяный ремесленник Шиллер, отхлеставший поручика.
Не верьте Невскому проспекту.
Не верю)