Рецензия на книгу Маг от neveroff
Почти каждый отзыв на эту книгу начинается со слов о том, что роман совершенно не в стиле Моэма. Теоретически и я должен был бы это повторить. Но парадокс в том, что я с этим не согласен. Более того, если бы не последняя глава, я бы утверждал, что данное произведение как раз очень даже в его духе.
Название романа сразу объясняет, с каким человеком нам предстоит иметь дело. Дядечка, повернутый на оккультизме. На всю голову. И вот, как я понимаю, из-за привязки к потусторонним силам реалиста Сомерсета и "обвиняют" в попытке отойти от своего амплуа. Но весь прикол в том, что фактически нет никаких доказательств, что Оливер Хаддо не шарлатан и не сумасшедший. Да и как бы аннотация не уговаривала, что для поздней викторианской эпохи такие учения - нонсенс, но именно в то время был самый расцвет увлечения англичан спиритизмом и тому подобными штучками. Просто в форме игры, а не всерьез, но тем не менее.
Но личность Хаддо - именно в стиле писателя. У него уже был дауншифтер Чарльз Стрикленд из Луна и грош, жесткий и эгоистичный человек, поступающий исключительно по-своему. Был и паренек, ищущий путь к абстрагированности ото всех: Ларри Даррел из Острие бритвы. Хаддо тоже живет сам по себе и не обращает внимание на мнение окружающих. Отличие его только в том, что он
а) таким был рожден с самого начала;
б) направляет свои качества во зло, тогда как перечисленные персонажи создавали красоту и доброту.
Но в целом этот маг - именно моэмовский типаж.
Параллельно разыгрывается любовная геометрическая фигура: начинается как линия, затем превращается в прямоугольник, сужается до треугольника, разваливается в зигзаг, и снова становится линией. Ничто не вечно под Луной, да.
Сама по себе история неплохая. Правда, я бы остановил повествование где-то в конце второй трети. Тогда был бы открытый финал и много таинственных умозаключений. А так всё по полочкам и далеко не так интересно, как могло бы быть. Самая большая претензия - к последней главе. Там Сомерсет Моэм решил примерить на свои плечи американскую ношу в виде славы Эдгара По. Но, как оказалось, написать качественный готический текст под силу далеко не каждому писателю, даже если он такой одаренный как обсуждаемый сейчас автор. Готика Моэма больше всего напомнила профанацию от Джона Харвуда в его романе Мой загадочный двойник или Джона Бойна в книжке Здесь обитают призраки, но они и не классики, поэтому к ним и претензий меньше.
А еще меня не впечатлили персонажи. Герои не раскрыты, что меня сильно поразило. Вот читаешь-читаешь про человека, а потом тебе говорят, что она, оказывается, влюблена вот в того самого парня. И чувствуешь себя как-то неуютно, ведь до этого никаких намеков в поведении на чувства и не было...
В общем, вполне проходной романчик, явно Моэм разминался и слегка экспериментировал. Возможно, что книга и вовсе - набросок. Ну или написана на спор. Или еще что-нибудь в этом духе. Но серьезно к ней он однозначно не отнесся.
Совершенно согласна с Вами насчет спиритизма, примерно на время написания Мага пришелся расцвет увлечения оккультизмом в России, дворяне активно занимались столоверчением, не знаю наверняка, но могу предположить, что это модное веянье пришло к нам из Европы, в частности из Англии, почему нет?
@lin_kis, да, в Англии как раз в то время это было не просто модно, а повально. Создавались специальные клубы, продавали доски и т. д. Читал об этом во многих книжках.
отлично вплели в рецензию геометрию)
@Elloissa, спасибо.))