Рецензия на книгу Франкенштейн, или Современный Прометей от deigrantz

написала рецензию18 сентября 2016 23:34
Оценка книге:
7/10

#Бойцовский_клуб 15. Книга, написанная женщиной от лица мужчины.

Изначально не было особого желания читать данное произведение, однако интерес узнать истоки настолько популярного нынче образа монстра Франкенштейна взял верх. И в очередной раз я убедилась, насколько массовая культура способна переврать первоисточник и подбавить образу густой отсебятины (сразу вспоминается «Дракула» Брэма Стокера и многочисленные его вариации и интерпретации народом разных стран и возрастов, в принципе Франкенштейн и Дракула на этом поприще равносильны братьям, идущим в ногу).
Но, к сожалению, самая первая ассоциация – это тот мультяшный туповатый нерасторопный серокожий здоровяк со швами и болтом в голове и нечленораздельной речью по имени Франкенштейн, оживленный с помощью молнии. И этот образ благодаря масс-культуре настолько прочно засел у всех в головах, что даже обидно за Мэри Шелли, ведь от «оригинала» не осталось совсем ничего, кроме, пожалуй, размеров…ну и имени Франкенштейн, ставшее уже нарицательным, хотя и тут грубейшая ошибка, но можно сойтись на том, что создание-«детище» ученого Виктора Франкенштейна переняло его фамилию, как перенимает ее ребенок от отца.

Читать мне было трудновато, объем конечно небольшой, но язык настолько густой и тягучий, насыщенный, чем-то напомнил некоторые произведения Эдгара По и Лавкрафта, повествование состоит сплошь из воспоминаний, мыслей и рассуждений, что читать быстро совсем не получалось, хоть и темп у меня не особо отличился на этот раз от привычного.
Несмотря на яркую философскую подоплеку, произведение все же навевает первоначально задуманный ужас, внутренний и безысходный, особенно вначале, когда еще не свыкся с «положением дел». Красной нитью проходит рассуждение кто же больший монстр, создатель или создание? Кто больше прав или кто больше виноват в случившемся? И мяч каждый раз переходит от одного к другому, причем есть возможность и пожалеть, и осерчать на обоих. Я не склоняюсь ни к одному из «общепринятых» мнений. Логика в поступках была у каждого…ну а мораль…мораль у каждого своя.
Если в фильмах каждый раз все сводится к тому, что нельзя уподобляться Богу, в книге же существование самого Бога и его единоличного творческого начала ставится под сомнение. Если стандартно принимать, что в созданиях рук человеческих нет души, то как тогда объяснить все эти первоначальные нравственные и высокодуховные позывы сотворенного человеческого существа, его искренние эмоции и чувства, которые, как принято считать, являются проявлением души? Откуда она берется и чем обуславливается ее появление и проявление? Может, ее и нет вовсе, а есть совершенный по функционированию мозг и набор органов, которые соединяясь вместе подобно механизму, начинают сплоченно и технично работать, итогом чего становится явление под названием «жизнь». И лишь строение определенных органов и так называемая абстрактность мозга отличают человеческое существо от животного, а не наличие души...

В фильме 2015 года все наиболее четко и контрастно, но и не менее логично, и сам процесс создания, вся его физиология, и полученная в итоге бездушная машина для убийства. Единственное, что мне не понятно в книге, так это возведенное в апогей страдание существа, причем он сам его и возвел, как сам в конце признался, всеми своими зверствами, которые в нем же вызвало больше боли, чем в объекте мести, странно это для меня - страдание ради страдания. Но поскольку я никого не считаю на 100% правым и виноватым, то самое «оптимальное» решение – это смерть обоих, причем не насильственная, ибо оба «накосячили», но быть убитыми друг другом или кем-то, тоже не заслуживают, к тому же «от убийства убийцы количество убийц в мире не изменится».
В защиту ученого скажу, что мне тоже очень интересны достижения науки и возможные ее продвижения, и я не верю в то, что табу так всегда и остается для человечества табу… его ошибка, прежде всего, в поведении, имхо. А на примере существа можно увидеть, насколько опасно полнейшее душевное и физическое одиночество, насколько ценна настоящая дружба и общение, и насколько ошибочно бывают предубеждения и «встречания по одежке» (хотя инстинктивное стремление к защите при виде более сильной и устрашающей особи – моментальная реакция любого нормального организма, так что всех «испугавшихся» тоже не стоит ругать). Но опять же в защиту ученого скажу, что создать «более красивый экземпляр» скорее всего было невозможно технически…

@neveroff19 сентября 2016 9:05

Ошибка ученого имхо в отхождении от закона Маленького принца (вернее, Лиса) - прот ответ за тех кого приручили... ну или создали))

про «более красивый экземпляр» прозвучало забавно))) куда уж красивее, да)))

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)19 сентября 2016 14:36

@neveroff, да, я это и имела в виду, что повел себя не так, всегда легче отказаться от ответственности и сбежать в кусты...а он в буквальном смысле туда и сбежал ведь :-D видела мнение, что если ученый такой гений, почему бы ему не создать более эстетичное существо? так он же специально и делал гиганта, чтоб с "мелкими деталями не возиться долго", да и какая вообще эстетика может быть в кусках трупов?..а вообще когда читала, постоянно стоял образ милого ранимого чудовища, которого не принимает мир...так и не вспомнила откуда это, скорее всего отовсюду по чуть-чуть, образ то популярный)

Ответить

@neveroff19 сентября 2016 17:01

@deigrantz, "образ милого ранимого чудовища, которого не принимает мир" была одна из экранизаций именно в таком ключе.
Ну и плюс, пожалуйста, альтернативные версии - Кинг-Конг, Эдвард-руки-ножницы и так далее))

Кстати, интересно, Эдвард - не по роману какому-то написан, случайно не знаете? (а вдруг?)) )

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)19 сентября 2016 20:33

@neveroff, диснеевские мультики...))) Эдвард целиком и полностью образ от Тима Бёртона, причем очень даже автобиографичный образ, и фильм снят во имя этого образа, когда-то давно появившимся как рисунок)) в книге-интервью Бёртона его как раз напечатали-впечатляет, когда его рисунки видишь вне контекста его работ...такой мрак, в хорошем смысле этого слова)) там кстати и городишко Эдварда - прямая аллюзия на его родной город))

Ответить

@neveroff19 сентября 2016 23:25

@deigrantz, очень интересно, но жаль что не книга))

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)20 сентября 2016 0:22

@neveroff, просто Тим, к моему величайшему сожалению, ну совсем не любил и не уважал книги, соответственно и не читал их, все больше кинцо смотрел... :D да и как не увлечься кино, если живешь посреди киностудий и съемочных площадок... а так, вероятно, у него получилось бы выплеснуть свою фантазию на бумажные страницы)) хотя первоначальные сценарии к фильмам от книг не далеко ушли, но и тут, увы, он прибегал к чужой помощи, даже если основополагающая история - чисто его идея, как с Эдвардом или Кошмаром))

Ответить

@neveroff20 сентября 2016 9:11

@deigrantz, ну, ради того что создает Тим я готов ему простить нелюбовь к книгам))) Он - один из немногих, благодаря кому кино как искусство еще не окончательно умерло для меня))

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)20 сентября 2016 13:43

@neveroff, подтверждение, что все-таки можно быть успешным и достойным человеком и без чтения...вопреки школьным нравоучениям)) у меня подруга такая же, никогда специально не читала и не собирается, но одна из самых грамотных, адекватных и мудрых, в свои-то годы, людей, что я встречала))) так что больше склоняюсь, что чтение такое же хобби))

Ответить

@neveroff20 сентября 2016 15:23

@deigrantz, так разумеется. хобби! Но развивающее. а это очень приятно))

Ответить
Похожие рецензии
@olvorer 29 декабря 2013
Я сожалею о том что раньше не прочитал это произведение - ведь она великолепна! Конечно, мы можем назвать сюжет предсказуемым,несмотря на это, он такой интересный, ...Читать далее
@wix Вероника Скрипко 30 марта 2014
Это потрясающая книга! Изображая жизнь чудовища, то, какие препятствия ему пришлось перенести, автор показывает многие недостатки людей. Несмотря на то, что само создание не причинило ...Читать далее
@visha Виктория Шаркова 8 июня 2014
Книга, которая может затронуть душу читателя, по-другому о ней и не скажешь. Если честно, то приступая к прочтению, я не думала, что меня может в ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт