Рецензия на книгу Будденброки от bear91

написал рецензию21 сентября 2016 8:54
Оценка книге:
10/10

Не могу сказать, что это моё первое знакомство с Томасом Манном, потому что у мен уже были попытки прочитать его "Смерть в Венеции" и "Волшебную гору", но они заканчивались неудачно, потому что я чувствовал, что эти произведения - не мои и слишком сложные для меня. Да, немного не правильно было с моей стороне в довольно раннем возрасте (19 лет) начинать читать Манна, да и тем более, что в то время я вообще мало читал (в то время я если и читал, то детективы и фантастику), но тем не менее тогда я решил поставить на этом авторе крест. Но вот прошло время, я стал читать более серьезную литературу и прочитал пару статей о Томасе Манне, большом немецком писателе и любителе творчества Достоевского, Лескова и Толстого. Поскольку мне очень нравятся произведения наших отечественных классиков, то я в надежде на то прочитаю нечто подобное, я решил дать Манну второй шанс и выбрал для этого его первый роман "Будденброки. История гибели одного семейства".

Дальше будут небольшие спойлеры, хотя, самый большой спойлер выведен в заглавие романа, так что, если хотите, можете дальше не читать, хотя я обещаю, что спойлеров в стиле "убийца - дворецкий" в моем отзыве не будет.

Перед нами большая эпопея, охватывающая жизнь четырех поколений семейства Будденброк.

В этом романе автор с чувством ностальгии описывает историю некогда зажиточного и состоятельного семейства бюргеров (т.е. торговцев; в процессе создания этого романа Манн подробно расспрашивал членов своего семейства об их прошлом, так как его родственники тоже были бюргерами). Он описывает, как с течением времени медленно идет на спад благосостояние семейства Будденброков, чему послужили как происходящие вокруг них исторические события (революция 1848-1849 года и вообще жизнь в "эпоху под знаком конца", как любили выражаться в то время), так и собственные пороки семейства (мотовство и "прожигание жизни" Христиана; договорные браки по расчету Антонии, которые заключались для благосостояния семейства и с её мнение и чувствами не считались; желание выглядеть приличными людьми в глазах общества, например в описываемой сцене одного из званых вечеров в семействе, когда у маленького Христиана заболел живот и он невольно выругался из-за этого, его мать, консульша Элизабет, вместо того, чтобы проявить заботу о сыне или хотя бы вызвать доктора, только зашипела на сына и сказала, что так выражаться неприлично и ему следует подумать над своим поведением; и т.д. и т.п.).

В прочем, ни одна из этих причин не обладала той разрушительной силой, которая послужила "началом конца" этого семейства. Эта беда складывалась постепенно, начиная с денежных убытков хлеботорговой фирмы "Иоганн Будденброк". Также этой беде способствовало процветание конкурирующей фирмы Хангштрёмов, "этих презренных торгашей", коммерсантов новой формации, которых Будденброки ненавидели всеми фибрами душе. Желая доказать всем, что фирма ещё на плаву, внук основателя фирмы, Томас, пускался в необоснованные траты (впрочем, ему всегда нужен был стимул, вызов, что-то, что сможет его растормошить и взбодрить; испытания действовали на него, как морфий), главной из которых был огромный роскошный дом, соответствующий статусу семейства и его в частности, но являющийся непозволительной роскошью для его капитала. Но всё же Томас был не главной причиной всех бед. Его сестра, Антония, дискредитировала и себя и своё семейство неудачными браками. Его брат, Христиан, вообще ни на что не годный: труд его утомляет, на это у него не был сил; у него было много "болезней", которыми он пытался оправдать свою никчемность и лень, а ещё он был кутила, шут и "обезьяна"(по словам его отца), который очень любил погулять и доводить всех до смеха своими выходками, а ещё он совершенно не следил за своим языком и порою позволял себе произносить непозволительные речи, и из-за всего этого на семью ложилось пятно позора. Именно этому, третьему поколению семьи Будденброк, и уделено больше всего внимания.

Непростая, я бы даже сказал, сложная книга, наполненная аллюзиями и метафорами, хотя с первого взгляда может показаться, что это простая и прямолинейная история о гибели семейства. Автор и сам, как мне показался, не мог дать однозначный ответ о причинах упадка и гибели буржуа и дворянства, поэтому и занялся анализом большого периода жизни знатного рода в то непростое время. Хотя, вряд ли в образе Будденброков он видел представителей всего бюргерства, но точно воспринимал их как важную их часть. Язык повествования немного "сухой"(хотя это, может быть, и вина переводчика), событий в книге для такого большого объема (более 800 страниц) довольно мало но я бы не сказал, что читать книгу скучно, напротив, очень даже интересно. Очень яркие персонажи и их характеру и мировоззрению (а также их изменениям с возрастом и опытом) уделено много внимания. Не меньше внимания уделено деталям, костюмам, интерьеру (а также их постепенному угасанию вместе с семейством). Автор так ярко описывает то время, что и воображения особо не надо, и так с его слов можно перед глазами увидеть четкую картинку жизни в 19-м веке. Так же Манн очень эмоционально описывает музыку: в последней части главным героем является Ганно, сын Томаса, который унаследовал от своей матери любовь к музыке и который регулярно ею занимается и даже сам пишет некоторые мелодии. И Манн так эмоционально и точно описывает музыку маленького мальчика (используя при этом множество профессиональных музыкальных терминов), что волей-неволей слышишь эту музыку и воспроизводишь её у себя в голове.

Очень много внимания уделено этим представителям знатного рода, которые считают себя лучше других; что другие должны быть им признательны только за то, что они есть на белом свете; что все должны им кланяться, как будто Бог от рождения сделал их особенными и никто им не ровня. даже свои недостатки они не считают таковыми, мол, да, я не идеален, но ведь я Будденброк! И поэтому другие должны с этим считаться, а исправиться или стараться стать лучше - это вздор и чепуха, удел простолюдинов, до уровня которых опускаться ни в коем случае нельзя. К простым людям - рабочим и крестьянам, они относятся презрительно, считая их тупым сбродом, не достойным даже приближаться к ним. Да и к другим, не менее знатным семействам они относятся не намного лучше. Отсюда может показаться, что Манн поносит буржуа и дворянство, но это не так. Автор с чувством ностальгии по утраченной бюргерской культуре пишет этот роман, который пропитан атмосферой мрачной меланхолии и пессимизма. Бюргерскую культуру он преподносит как идеал, противопоставляя ей ненавистную ему культуру империалистического 20-го века. Крушение этого уклада жизни воспринималось им как закат культуры вообще. Однако в конце жизни Манн признал, что в этом романе он был склонен идеализировать и бюргеров, и их культуру, так как воспринимал буржуазную цивилизацию как цивилизацию вообще, отсюда и такое пессимистичное настроение у романа.

В общем, сложный роман, но прочитать его определенно стоит. Очень многогранный, с множеством сюжетных линий, с большим количеством интересных персонажей. Всем рекомендовать не стану, но вот, например, любителям классической русской литературы, я думаю, должно понравится, так как при чтении романа невольно ассоциировал роман манна с произведениями наших великих классиков, в любви к творчеству которых Манн неоднократно признавался.

Похожие рецензии
@etapoid Лена 11 июня 2015
Меня переполняют чувства после того, как перевернула последнюю страницу. Эта хроника не может оставить безразличной, Манн создал гениальный роман, который целиком и полностью представляет взору ...Читать далее
@lorikieriki Катя Cat 10 октября 2015
Я скептически отношусь к немецким писателям и время от времени мне надоедает читать семейные саги. Но кажется в этот раз звезды встали правильно. Читать было ...Читать далее
@katzhol Катя 4 декабря 2015
Перевернута последняя страница, закрыта книга. Я прощаюсь с семейством Будденброков. Жизнь четырех поколений одной семьи прошла перед моими глазами. Почти три недели перипетии жизни их ...Читать далее
Обложка Будденброки

Экранизации

(реж. Герхард Лампрехт), 1923г.
(реж. Альфред Вайденманн), 1959г.
(реж. Альфред Вайденманн), 1959г.
(реж. Эдмо Фенольо), 1971г.
(реж. Александр Орлов), 1972г.
(реж. Генрих Брелёр), 2008г.
Лучшие книги - Топ 100
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт