Рецензия на книгу Игра в классики от AnnaOpredelenno

написала рецензию3 ноября 2016 16:26
Оценка книге:
6/10

Герой этой книги - психопат. В медицинском смысле этого слова. Типичное нарциссическое расстройство личности. Ну, то есть, мне бы хотелось начать рецензию в таком ключе уверенным тоном, но – увы – я не имею на это никакого права, поскольку не психиатр, не психотерапевт и даже не психолог. Поэтому прошу все дальнейшее читать, приставляя опущенное для краткости «мне кажется» да «по моему субъективному и дилетантскому мнению».

Как предупреждают умные книги, психопаты – это не те, кто с топором прыгают на случайных прохожих (те, вроде, шизофреники). Психопаты из-за органических нарушений мозга не способны испытывать высшие эмоции (ну да, все эти лишние любови, совести, эмпатии и пр.). Что не мешает им быть умными, вести себя сообразно обществу, в котором оказались, и с удовольствием ездить верхом и со шпорами на всех, кто подвернулся под их бесстыдную задницу.

Орасио Оливейра - он такой, да. Это тот, который главный герой. Все начинается с того, что он слоняется по Парижу без дела, но с самомнением. У него есть Клуб (попавшие под его нехорошее влияние адепты) и пара вляпавшихся в его больную сущность женщин. И он совершенно, истерично, адово не терпит, если внимание сфокусировано не на нем. И, черт возьми, совершенно неважно, что происходит – ужин ли в ресторане, умер ли ребенок, поставлен ли кому-то рядом диагноз «рак» - он будет вести себя так, чтобы внимание переключилось на него. И он будет это маскировать метафизическими и экзистенциональными выплесками – благо, товарищ умен и начитан. Если кто-то рядом оттянет внимание на себя, Орасио его покарает, смешав с дерьмом, будьте покойны. Причем ладно бы – в чьих-то глазах. Он ведь мастер себялюбия, он сделает так, чтобы человек упал в зловонную яму в глазах собственных. Ну и естественно, собственный комфорт ему сильно важнее чьих-то переживаний. У друга горе? Какая досада, это так докучает. Из города Парижа этого аргентинского бездельника выслали в родные пенаты, и там он тоже нашел к кому присосаться. Стиль не сменил. Хоть иногда он говорил какие-то слова, которые напоминают выражение дружбы, но если посмотреть, что он делает… То сажает женщину на доску в 45-градусную жару между окон на уровне второго этажа потому, что ему нужны гвозди (зачем – он еще не придумал). То из окна опять же вываливается, потому что внимания ему начинает недоставать. То выдумает себе одержимость женщиной, которая выскользнула из-под его пагубного влияния и под этим соусом начнет донимать жену друга. Че, да это один из способов эмоционального издевательства – упорно называть человека не его именем! Короче – абсолютно мерзкий тип. Что характерно для психопатов – обаятельный и парадоксально привлекательный для окружающих. Но это нормально – герои разные и не подписывали обязательство быть зайками, да и люблю я книги про психов. Хуже другое. В рисунке книги, в ее словах, в ее посыле я углядела, что Орасио – автопортрет.

Вот вам поза – это не простая книга, это «в некотором роде – много книг», пишет в предисловии Кортасар. А все почему? Книгу можно читать двумя способами – по порядку до 56 главы, либо целиком, но не по порядку, а по таблице, когда главы идут в «специальном» порядке. Я прочитала книгу обоими способами (без перерыва, между прочим!) и имею сказать «Ну что же ты, Кортасар! Наврал…» Потому что если к «специальному» порядку приглядеться, то видно, что главы идут ровно в том же порядке, только между ними насованы дополнительные главы. А в дополнительных главах, по большей части, экзистенционально – метафизические выплески того же свойства, каковые сыпались изо рта у Орасио. То есть, история не меняется, а становится просто длиннее и вязче. А как меня разозлил порядок прочтения дополнительных глав! Их надо читать хаотично: 108-64-155-123, например. Но зачем?! Ничто не мешало их поставить в порядке прочтения. Ничто. Но нет, раскидал, как попало. В классики сыграл. Поза! Я за этой фигурой содержания не увидела. Низачем. Интересничает. Но мало того. О чем он там вообще пишет? Две трети непонятно. Какие-то фамилии, литературные и художественные стили, тайные посылы. Что это? Ах, вон что! Вы, дорогой читатель, недостаточно образованны, чтобы понять. Недостаточно тонки душой, чтобы проникнуть в суть. Это как с черным квадратом (который тоже, разумеется, поминается, как без него). На мой топорный взгляд – величайшее надувательство! Многозначительный взгляд автора пустого места. Как взгляд щенка на собственные какашки, ага. Автор, кстати, почти оправдывается: меня крайне позабавил диалог о художниках, Клее и Мондриане. «Для понимания Мондриана вполне достаточно простого восприятия, в то время как Клее нуждается еще в целой куче других вещей». И что же? Кортасар устами невыносимого Орасио сообщает – Клее гораздо скромнее, ведь «ему требуется соучастие тех, кто смотрит на его полотна». А что вижу я? «Я скромен, ведь мне требуется, чтобы читатели моей книги были ходячими энциклопедиями. Я нуждаюсь в соучастии, а вовсе не высокомерный сукин сын, пытающийся задавить вас своим интеллектом».

Я читала эту книгу с начала сентября. Я увязла в ней как муха в липкой ленте. Обессилела. Я думала, что мой внутренний читатель обречен на эту унизительную смерть – прилипнув к примитивной ловушке. Я не верила, что дочитаю ее хоть когда-то. Хотя, если задуматься, может так и случилось. Может, он остался там. Ведь конечности у него в чем-то липком, дыхания не слышно, а глаза в сторону книг – любых книг - не открываются. И не спасли даже чудесные метафоричные эпитеты и хрустящий как жареные орешки язык Кортасара, мастера атмосферы и скрытых эмоций. Все это не помощь в преодолении, нет. Так, приманка.

Людмила (@liu)3 ноября 2016 16:37

Потрясающе! С огромным удовольствием прочитала этот праведный гнев, на который меня вот кстати не хватило, потому что даже на прочтение книги меня не хватило)))

Ответить

Анна (@annaopredelenno)3 ноября 2016 18:33

@liu, спасибо) Я читала из чистого упорства. Думала, получу обещанное переосмысление, надо только втянуться. Не втянулась, не переосмыслила. Устала, раздосадована и оскорблена обманом. "Много книг", видите ли.

Ответить

Таня (@diachenko)3 ноября 2016 19:05

Вот это да! я видела только положительные рецензии на эту книгу и когда-нибудь собиралась почитать. Но мой внутренний читатель только-только очухался от "Мифогенной любви каст"(хотя она меня восхитила, но и пришибла надолго)
Теперь откажусь от "Игры в классики", поберегу впечатлительного читателя) снобов я не люблю, хотя не думала, что это относится к автору

Ответить

@neveroff3 ноября 2016 20:35

@diachenko, к снобам автор 100% не относится, но еще больше чем 100% тебе не понравится книжка)))

Ответить

Таня (@diachenko)3 ноября 2016 20:48

@neveroff, слишком умная, да?))

Ответить

@neveroff3 ноября 2016 21:04

@diachenko, ты - да, слишком)))

Ответить

Таня (@diachenko)3 ноября 2016 21:18

@neveroff, не буди лишко)))

Ответить

@neveroff3 ноября 2016 23:06

@diachenko, я не про лишний вес, если что.))) Тем более ты и не страдаешь

Ответить

Анна (@annaopredelenno)7 ноября 2016 11:13

@diachenko, ну не то, чтобы автор сноб, но я вот считаю, что он - мошенник. И "много книг" не смог, и мысли нормально свои донести не смог, и сделать книгу забирающей не смог. Зато сделал такое лицо - мол, это не он не смог, это читатель не дорос. И если про понимание я еще могу предположить, что я тут сплоховала сама, но про "много книг" вот не нааадо мне заливать, я не совсем в маразме еще. Некрасиво, ровно как и дешевый трюк с хаотично раскиданными главами.

Ответить

@neveroff7 ноября 2016 13:44

@AnnaOpredelenno, а чего трюк с хаотично разбросанными главами "дешевый"? По-моему как раз не шаблонная идея. И весьма занятная.

Ответить

Анна (@annaopredelenno)7 ноября 2016 13:47

@neveroff, потому что за интересничанием - пшик. Если бы он, например, скомпоновал главы так, чтобы куски по Морелли шли подряд, еще какие-то истории складывались из глав, идущих подряд, но в своей таблице предлагал бы читать "хаотично" - чтобы получилось еще одно прочтение истории - тогда да. А так - посулил и обманул. Я это воспринимаю как идею, таковой и оставшуюся - не реализованную. Задумка хороша, да не реализована. Эдак в любой книге можно главы перепутать и таблицу дать. И чего? Вот если бы действительно были бы еще истории... тогда был бы не дешевый трюк :)

Ответить

@neveroff7 ноября 2016 14:26

@AnnaOpredelenno, не понял, если честно. Читая с перепрыгиванием и читая подряд получаем немного разное понимание ситуации, разве нет? Я читал подряд, а знакомые, в том числе и на Ридли "прыгали" сюжет немного меняется. И это забавно имхо.
Да, где-то перемудрил, сознательно усложнил, но книга необычная это однозначно. Ну а то что мне понравилось, а Вам нет ни о чем не говорит, естественно. Тут дело вкуса, настроения и наверное наиболее - настроя.)))

Ответить

Анна (@annaopredelenno)7 ноября 2016 14:33

@neveroff, мне кажется, мы друг друга не понимаем :) я читала и так и так, и остаюсь при мнении, что две книги у Кортасара не получилось. Сюжет не меняется, в общем-то. Чуть больше подробностей, более тягучая и безнадежная атмосфера. Но я даже и не про это. "Дешевый трюк" относится только к нумерации дополнительных глав. При чтении подряд, чтение это заканчивается 56 главой. Дополнительные главы не предполагают чтение их подряд. И вот они в книге следуют не в порядке включениях их в таблицу, а хаотично. А зачем? Что мешало эти самые дополнительные главы или нумеровать честно, начиная с 57 номера в том порядке, в каком они должны быть включены в "табличном" прочтении? Или, например, скомпоновать по смыслу, допуская их отдельное прочтение подряд? Этого сделано не было, именно в этом я вижу дешевый трюк. Хаос ради экзотического вида таблички, и все.

Ответить

Анна (@annaopredelenno)7 ноября 2016 14:35

@neveroff, и про настрой - я согласна полностью, но именно этот обман лично мне настрой и сбил. Без фокусов с разоблачениями у этой книги было значительно больше шансов правильно мне в мозг лечь, а так я всю дорогу злилась :)

Ответить

@neveroff7 ноября 2016 16:16

@AnnaOpredelenno, ясно, так бывает: что-то разочаровало и дальше у книги нет шансов))) так что все нормально.

Ответить

Медведь (@anastasia_roja)7 ноября 2016 19:22

А я читала с дополнительными главами. И специально в начале книги отмечала для себя, поменялось что-то с дополнительной главой или нет. Сначала особо ничего, кроме атмосферы. Но в какой-то момент отметила, что дополнительная глава раскрыла то, на что не обратила бы внимание, если бы не прочитала.
Спорить не буду, книга сложная, обсуждать её можно только со свежими впечатлениями. Но книга мне очень понравилась. Для меня она очень глубокая.

Ответить

Анна (@annaopredelenno)8 ноября 2016 16:28

@anastasia_roja, так я тоже с дополнительными главами читала)) во второй раз. Первый - без. Акцентирование внимания было, да, а вот чтобы другой угол зрения, хотя бы, или другая трактовка сюжета - увы. По мне так этого не случилось. Некоторыми фрагментами книга мне нравилась и очень. Особенно язык. А с глубиной у меня случилась такая подлянка: я восприняла махинацию с главами как обман, а потому за любой с виду глубокой мыслью книги подозревала пустышку. Ну, вроде как, раз пошел шельмовать - так что с него взять. А потому - не прониклась.

Ответить

Медведь (@anastasia_roja)8 ноября 2016 19:02

@AnnaOpredelenno, да, я поняла, что читали двумя способами.
Я понимаю, иногда какая-то мелочь выбивает из колеи и уже не можешь по-другому смотреть на что угодно))) Не только книг касается.

Ответить
Похожие рецензии
@andres Джеймс Кот 21 июня 2014
Дайте человеку с отличным музыкальным слухом в руки перо, и вы неизбежно рискуете погрузиться в глубокий сон длинною в целую книгу или даже в целые ...Читать далее
@annaomhet Анна П 22 сентября 2015
«Чудеса никогда не представлялись мне абсурдными; абсурдно то, что им предшествует, и то, что за ними следует.» Рецензия. Ух ты. Я дочитала Кортасара. Целое путешествие ...Читать далее
@neveroff 1 ноября 2015
"Иногда я начинаю уверять себя, что глупость называется треугольником, а восемь, помноженное на восемь, даст в произведении безумие или собаку". (с) Очень необычно. Начиная с ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт