Рецензия на книгу Жестяной барабан от neveroff
Что ощущает человек, который на самодельной пироге с одним веслом, пытается переплыть бескрайнее тягучее болото, где по какой-то немыслимой фантазии Творца водятся одновременно крокодилы, пираньи и спруты-убийцы? Одно неверное движение и ты тонешь, при этом ощущая зубы микро-рыбок, макси-рептилии и присоски головонога... И пока не грохнулся в странную желеобразную воду так и хочется повернуть назад, но тут в душе пловца вскипает жажда приключений и вопли "Житие мое", подразумевающие морской термин "Полный вперед".
Вот примерно в таком же ключе читается этот удивительный роман. Роман-кривое-зеркало. Роман, который как огр Шрек и лук - многослойный. Совершенно необычна подача повествования. Рассказчик, во-первых, все время путается и использует то первое лицо, то третье. Т.е. в одном предложении он говорит о себе как о "я" и тут же как о "Оскаре". На самом деле это аллегория, касающаяся внутренних слоев, но к ним мы еще вернемся. Во-вторых, он не говорит и не пишет, а выстукивает все на жестяном барабане. Все то, что нам нарисовали кириллицей, этот удивительный человек набарабанил какими-то словообразами.
Сюжет (прямой) не слишком и сложен: мальчик Оскар, насмотревшись на шведскую (в сексуальном смысле) семью своей мамы, на многоярусные юбки бабушки, на безумства соседей и былые заслуги дедушки, решает, что ничем не хуже Питера Пена. Он принимает решение не расти. При этом с трех лет он ежемесячно, а позднее и еженедельно меняет барабаны, так как предыдущий разбивает в хлам. И при этом его голос способен, словно у Джельсамино, разнести вдребезги самое закаленное в голосовых боях стекло... И дальше читатель проходит через жизнь парнишки вплоть до того момента, когда тот решит вернуться из Неверляндии... Хотя с таким странным сознанием как у Оскара что-то утверждать крайне сложно.
Но, я думаю, всем понятно, что просто из-за банальной фантасмагории Гюнтер Грасс не стал бы бумагу переводить. И вот тут мы окунаемся во вторые, третьи и десятые слои. Нужно обратить внимание на даты. Оскар перестает расти с приходом к власти в Германии Гитлера и его социал-националистического дерьма. А снова начинает расти после падения этого режима. Далее, очень ярко показана судьба родной мальчику Польши, точнее польского города Гданьск. А во всей эпопее с мамой, двумя отцами, бабушкой, барабаном и так далее каждый найдет свой собственный смыл. Могу поделиться что нашел я сам. Но предупреждаю, что это вполне возможно больная фантазия автора рецензии:
1. Бабушка и дед-поджигатель. Очень мне было похоже на миф о сотворении мира. Поэтому бабушка в аллегорической форме представляет Землю.
2. Соответственно мама - это родина на Земле.
3. Два ее любовника, каждый из который с одинаковой долей вероятности может быть отцом Оскара. Думаю, тут перетягивание каната между Берлином и Варшавой за управление Гданьском, т.е. родиной.
4. Сам Оскар, то есть его отказ становится взрослым в нацисткой Германии. Вероятно, это попытка показать, что дети видят все более трезво, чем многие взрослые, так как не озабочены кучей глупых забот.
5. Перескакивание с "я" на "Оскар". Понимаю как обобщение - таких "я" слишком много, чтобы говорить только об одном действующем лице. И при этом этот "Оскар" - каждый, кто живет (живет, видити и всё понимает) в период подобной диктатуры гитлеров, сталиных, пиночетов... Не стану упоминать современные фамилии, кому надо тот сам поймет.
6. Барабан. Точнее, многие сотни барабанов. Полагаю так показаны не только эмоции, нерв и тягости одной конкретной души поляка (на национальность намекает красно-белый цвет музыкального инструмента), но и само представление о миллионах сломанных судеб.
Хотя, повторюсь, я многое мог притянуть за уши. Одно точно - тут все ой как непросто. И читается, как я попытался намекнуть в первом абзаце, тоже непросто. Не один раз мне хотелось бросить. Не один раз я думал "Устал", "Опять его понесло" и "Какого черта"... Но некоторые кусочки, например, встречу с итальянской лилипуткой Розвитой, я перечитывал дважды - так зачаровующе это написано. И вообще, при всей сложности и нелегкости чтения, я постоянно чувствовал, что продираюсь (да, это не чтиво) сквозь книгу, которая по праву относится к серьезной и даже, пожалуй, к высокой литературе. Это образчик литературы именно как искусства.
молодец, хорошо поработал!))
Как раз, подсматривая в твою библиотеку, обнаружила в прочитанном и начала ждать рецензии.
И хочется высокой литературы, и колется (лень продираться). Пожалуй оставлю в списке на прочтение, буду копить силы. А там есть продолжение?
@Nyut, это трилогия. не знаю. взаимосвязанная ли. Но я дальше не рискну пойти, к сожалению...
@rina_rot, спасибо, Екатерина Сергеевна, а в дневник поставите?))
Но в целом, ты ж специалист, - я правильно аналогии понял, или навыдумывал?
Надо поставить уведомление, что здесь есть спойлеры(
Такое ощущение, что я тоже книгу уже прочла)
@neveroff, давай дневник!)
у меня склероз. но ход мыслей понравился)
С такой сложностью прочитала рецензию. А за книгу и подавно боюсь браться.
@kupalinka, если Вы укажите на те моменты где есть спойлеры, то я их либо заменю, либо действительно поставлю галочку. Лично я спойлеров не вижу. О сюжете рассказал только то, что есть в аннотации, только чуть подробнее. Это примерно 0,1% от смысла книги. @rina_rot, есть спойлеры?
@lerochka, очень-очень-очень сложная книга. Даже не скажу с чем сравнить. "Игра в классики" по сравнению с этим - просто детский рассказик...
@neveroff, ого! Я уже пару раз начинала читать "Игру в классике" и всё никак не начну продолжить, а тут...
@neveroff, у меня склероз))
но по-моему нет, просто описал некот. детали сюжета. Чем закончились детали эти ты ж не сказал.
@neveroff, что? Игра в классики легче? Тогда чего я жду?:) Мне уже и эту книгу перечитать расхотелось...))
@lerochka, @rina_rot, эта интереснее, но классики легче. Имхо.
@neveroff, ну на это скорее наводят Ваши выводы о персонажах) Или это я чересчур впечатлительная)
@kupalinka, мои выводы о персонажах полностью высосаны из пальца. Это поиск третьего дна там, где его может и не быть. просто из-за того что книга такая сложная и сюрреалистичная, я отказываюсь воспринимать все буквально)))
Вы читали Гарри Поттера? Вот аналогично этим выводам я могу написать, что Гарри у меня ассоциируется с королем Артуром, Джинни - его жена Дженевра, Рон - ланцелот, Дамблдор - Мерлин и т.д. Я сейчас не шучу, у меня в свое время была такая версия, причем не только у меня.
Но когда я такое пишу - это же не спойлеры?)))
забыла сказать, у нас учительница в вузе по латинскому языку (она же по немецкому, но не у нас вела) защищала диссертацию по Грассу. Она мне казалась богиней на тот момент)) Он на тот момент еще жив был, у нее был шанс спросить, что он имел ввиду в своих произведениях и на родном ему языке)))
@neveroff, ну тогда да) а то мне показалось, что это плотно связано с повествованием) Тогда прошу прощения)
@kupalinka, да за что?))) Я же не отрицаю, что в теории могу спойлернуть без желания. Просто принципиально стараюсь писать рецензии без них...
@rina_rot, вот это да... Диссер по скрученным в болевом приеме мозгам. Реально героиня! Так она воспользовалась возможностью? Или ограничилась самим фактом?))
@neveroff, она еще писала, когда я вуз закончила. И у нас только полгода вела занятия, а потом перешла в др. корпус работать (у нас 3 корпуса одного инста было), поэтому не знаю)) по-моему она е-мэйл куда-то писала заграницу, а кому и куда не знаю