Рецензия на книгу Война с саламандрами от Headless
Люблю я перечитывать хорошие книги. Эта о фашизме. Сатирически он представлен в виде саламандр, быстренько прошедших путь от диких животных до высокоразвитого (технически, только технически) и весьма плодовитого вида, превратившего мир в затопленную отмель, ибо надо где-то селиться. Но не всё так просто.
Чапек не стал ограничиваться похихикиванием над фашистами и изображением их как мерзких хладнокровных, лишённых по определению человечности. Этого его современники насмотрелись в режиме реального времени.
Он задаёт нам один интересный вопрос – а откуда взялись саламандры как напасть? И выясняется, что кормят саламандр, поставляют им оружие и металлы, взрывчатку и модные сведения об обществе именно люди. И их природную жестокость подогревают люди. Капитан найденным бедным зверькам дал нож, чтобы они могли защищаться от акул, а «просвещённые» учёные исследовали их внутренний мир, удаляя части мозга и проводя сквозь их тело ток. Не случайна и параллель в отношении к саламандрам как к неграм. И споры в Лиге наций о том, как их правильно называть, вместо того, что с ними делать. Капитан Ван Тох ведь допустил большую глупость, начав расселение саламандр. А зачем он это начал? Жемчуга хотел, милые зверьки ведь платили за ножи. «Все хотят саламандр». И вот их всё больше и больше, экономики целых стран завязаны только на производстве нужного им. Люди «осаламандриваются», отказываясь от чего-либо, не приносящего денег и практической пользы для их получения. Стоит ли удивляться, что мир летит в тартарары?
Вот и выходит, что Чапек говорит не о фашистах и мире, а о фашистах в мире. О том, что фашистом никто не родится, однако спрос рождает предложение. Ведь сами саламандры – существа слабые, у них нет понятия о «я», поэтому управлять ими легко. Им незнакома любовь, даже сексуальное влечение, поэтому они непредсказуемы. Но они и не вояки. Всё, что им нужно – места, где можно жить и плодиться. Именно новые места обитания – повод потихоньку расширять море за счёт мира людей. Ну, или не потихоньку.
Появляется Верховный Саламандр. Кто это? Человек. И если сами саламандры попросту не способны подумать о завтрашнем дне, что станет с ними, когда и всемирного океана размеров с весь наш шарик им станет мало, то Верховный Саламандр плюёт на это. Ему нужно другое. В конце концов, даже Великий Саламандр – человек. Вообще, тут очень много про то, что такое человек и что такое общество, и отчего общество счастливым быть не может в принципе.
И тут ещё один вопрос – кто в ответе? Все, кто кормил, вооружал и отдалял? Все, кто закидывал камнями и учил разделению и ненависти? Тот несчастный швейцар, который когда-то пустил к хозяину-промышленнику капитана ван Тоха? Отчего напасть случилась – кто-то допустил ошибку (или целую их череду) или просто карты так легли, рок? Нет ответа.
Сама книга построена так, что рассказ постоянно подкрепляется документальными фактами. Объявления, вырезки из газет, репортажи играют здесь роль немалую, поэтому читать лучше в бумаге, где всё это пёстрое многообразие шрифтов и стилей отображено.
Ну а в финале мы встретимся с автором и его внутренним голосом и узнаем, что же ждёт саламандр и людей дальше. И да, к тому времени о Франции, Англии и Германии можно рассказывать легенды как о новых Атлантидах.
Хорошая книга, совсем забываю о ней, когда вспоминаю антиутопии. А зря
@loki, да, она хороша. У чехов, к тому же, взгляд особый на тоталитарные режимы в силу "провинциальной" позиции. Очень интересный ход мысли. Тут ещё что интересно, в классической четвёрке антиутопий сложился образ главного героя - "борца" этакого, а тут нет его. И вообще нет как такового главного героя, тут все человеки - главный герой.
А ещё у Бёрджесса чудесные антиутопии с не типичным для этого жанра героем, жаль, о них второй раз не выскажешься.)
Ну вот, что за штука. Приятно не знать, что теперь заменило в антиутопиях такое, в малопопулярных даже. Впрочем, я с компаративистикой, а ты с рецептивной эстетикой, не стану. Спасибо, Кузина.
@Mariachi, да, штука любопытная. А я даже не знаю, есть ли они теперь, пока Бёрджесс крайний. Это тебе спасибо. А в страшных словах я не сильна, да.)