Рецензия на книгу Волшебная гора от ida_frei
- Ну я же пишу диплом… Не буду читать вообще ничего лишнего! Хотя… может быть, если совсем чуть-чуть... – подумала я.
- Как очаровательно наивна эта русская там, внизу. – коварнейшим образом усмехнулся герр Манн, глядя на меня с книжной полки.
С двумя недельными перерывами и вообще успевая читать даже не каждый день, я читала этот эпический роман с 15 декабря по 20 февраля – рекордный срок. Но я не пожалела ни на миг, что взялась за столь масштабное (и не в 925 с. дело) произведение – «Волшебная гора» превзошла все мои ожидания. Этот роман настолько невероятно, потрясающе всеобъемлющий, что первые две рецензии я просто удалила из-за того, то не могла выразить свои мысли чем-то более внятным, нежели ожесточенное махание руками с восторженным блеском в глазах и обилием междометий.
В тех двух рецензиях я много внимания уделяла самой поверхностной стороне книги: Ганс Касторп приезжает навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена в туберкулезный санаторий где-то в окрестностях Давоса (швейцарские Альпы) на 3 недели, ну и… да, 925 страниц ненавязчиво спойлерят, что что-то пошло совсем не так …=) Очевидно, что этот мультинациональный санаторий является воплощенной миниатюрой европейского общество накануне I мировой войны – чем они жили, о чем думали, доживая свою «прекрасную эпоху». Тут и осмысление многих философских концепций (прямо они не называются, но по терминам и отсылкам догадаться нетрудно), и, наверное, одно из первых описаний психоанализа – как фрейдистского толка, так и юнгианского, и множество мыслей о религиях, тайных обществах, соотношении материального и духовного, жизни и смерти, мировой революции – охват идейной составляющей почти безграничен. Ганс Касторп – да, это имя часто мелькает на страницах книги, но всё же этот немец не является главным героем. Он – усредненный образ человека, который живет себе, влюбляется, пытается мыслить, ищет себя, но течению времени плевать на это. Время вынашивает перемены, хочет он того или нет. Я лишь обозначила эти темы, не давая никакого анализа, потому что для меня это укладывается в базовый уровень образования человека начала XXI в., и целесообразнее опустить за ненадобностью.
Так что же такое «Волшебная гора»? Возьмем человека, обычного (того самого, среднестатистического) человека, который живет, просто плывя по течению жизни, не отличаясь от других «там, внизу». А потом вырвем его из течения времени, поместим где-нибудь вдали от «мира» под герметичный колпак. Там всё совсем иное. И пусть в этом герметичном безвременье дух нашего «трудного дитя жизни» будет подвергаться воздействиям разных взглядов, противоречивых, по-своему притягательных учений, и пусть наше дитя познает человека от атомов тела до глубин бессознательного. Пусть под этим колпаком в нем совершаются алхимические превращения, и пусть он увидит вечность и себя в ней. А потом грубая вибрация вселенной, мощная волна в прежде ровном течении времени, окружающем его чудесный герметичный колпак, просто сбросит его со своей уютной и насиженной полки.
Время – настоящий главный герой «Волшебной горы». Время как физическая величина, как философская категория, время как поперечный срез в пласте истории. «(Время) словно Уленшпигель водит тебя за нос по кругу, по неисчислимым точкам поворота… точкам окружности. Да из чего и состоит окружность как не из одних лишенных протяженности точек поворота, ведь кривизну не измеришь, у неё нет постоянства направления, вот и получается, что вечность не «все прямо, прямо», а «кругом, кругом», настоящая карусель».
P.S. Благодарю ещё раз @liu за то, что она поведала мне о существовании экранизации – я посмотрю её обязательно на этой неделе =) А также «Будденброкки» и «Доктор Фаустус» у меня на очереди к прочтению в 2018м г., потому что в этом не успею да и хочется додумать про «Волшебную гору».
#БК_2017 (3. Книга-толстушка (больше 600 страниц)).
Ну меня прям опять с головой погрузило в Волшебную гору, или вернее унесло вверх) Отличная очередь на прочтение. А по случаю цитаты, с Уленшпигелем знакома?
@liu, довольно отдаленно. Интересовалась 6 лет назад, но книгу так и не прочитала =(
@ida_frei, я тоже интересовалась-интересовалась, а потом всё-таки и книгу прочла. Интересный такой народно-культурный и временной пласт. Так что если вдруг нахлынет желание познакомиться с фламандцами из прошлого - это к Шарлю де Костеру) А насчёт волшебной горы - кто-то из персонажей зацепил, не считая Кастропа и времени?)
@liu, в те времена мне было 16-17 и я ещё боялась таких книг, считая их слишком серьезными и сложными для меня=) А узнала про неё вообще из интервью одного певца (который и любовь мою к латыни уже сколько лет безрезультатно стимулирует=D).
Ганс вообще не зацепил=( Он такой рохля. Пол книги хотела его книжками (его же, с балкона которые) медицинскими побить, чтобы он мозг включил=) Но по-моему он после этой головомойки просто обиженно уперся бы подбородком в воротничок и закурил свою "Марию Манчини", а дальше всё пошло бы по накатанной=D
Пожалуй, Иоахим зацепил и мингер Пеперкорн (в периоды относительной трезвости и просветления=D). И ещё "этот недомерок" Нафта. Для меня эти трое - сильные личности и вызвали уважение. Если бы не участь Иоахима и Нафты, думаю, они бы добились большого успеха на выбранных поприщах. Хоть болезнь им и помешала, они не поддались ей и сами выбрали свою судьбу
@ida_frei, Гансу я тоже не шибко симпатизировала, но иногда ход его мыслей был очень достойный, так же как и у Сетембрини - но чрезмерное погружение в рефлексию в конце концов начинало раздражать во всём должна быть мера. А вот Пеперкорн побил все рекорды по раздражению - пускание пыли в глаза незаконченными фразами было ещё хуже, чем бездейственность и бесхарактерность Кастропа))
Вступление повеселило )))) А я еще не читала ничего у автора
@liu, я всё ждала, пока Ганс дойдет до энной степени просветления, и открыв дверь пинком и пришибя очаровательную карлицу поедет наконец вниз (завершив тот этап жизни, когда мог лишь быть влекомым и брать, и начав тот, в котором он сможет творить), но неть=( Он просто погряз в словах, сидел там как зачарованный. И Сеттембрини не особо дальше него ушел, но хотя бы находил в себе силы признавать, что мир вокруг, вне "Берггофа" есть, и следил за его жизнью. Поэтому для меня они - проигравшие в отличие от Иоахима, Нафты и Пеперкорна. Пеперкорн, конечно, чудик, но те беседы, когда Ганс приходил к нему в номер (тот отходил от приступов лихорадки и начинал говорит связно), полностью компенсировали для меня его обыденную околесицу =)
@ida_frei, я тоже ждала, что у Ганса наступит просветление - но просветление пришло со стороны и не в самом лучшем виде и не то, чтобы это было совсем уж просветлением) Нафта вымораживал меня большинством своим идей и манерой их преподносить, но его финальное решение всё-таки вызывает долю уважения. Насчёт проигравших и победителей - для меня этот вопрос вообще не вставал. Не получается в контексте произведения мылить такими категориями, потому что выходит как-то искусственно и надуманно. А что ты думаешь насчёт женского населения? Кто-то вызвал симпатии?))
@liu, я вообще думаю, что смысл Пеперкорна как раз в том, что у него НЕТУ слов (кроме тех пары бесед наедине с Гансом). Потому что до этого Сеттембрини и Нафта пару лет пытались перетянуть его на свою сторону, но ближе к концу Манн стал играть с ними, делая так, что они использовали нехарактерные для себя аргументы, чуть ли не противоположную точку зрения, чтобы доказать свою правоту. Поэтому следующий "наставник" Ганса был БЕЗ слов. Он ведь по факту олицетворял чувственное начало, он описывался Манном как жрец. Он устраивал эти пьянки с играми как пристойный и тщательно "причесанный" аналог вакханалий. И когда его отпускало после алкоголя и приступов лихорадки, Пеперкорн говорил очень мудрые зачастую вещи, но (!) лишь наедине с Гансом.
Просветление Ганса?.. Неее... Он просто сидел-сидел, весь такой "не хочууу, не будуу...", а потом его под гузку простимулировали, что "придется", и он такой "ну ок=((".
Про победивших и проигравших у меня вообще только после твоего вопроса появилась мысль=D Когда я попыталась понять, почему именно Иоахим, Нафта и Пеперкорн вызвали во мне какой-то отклик.
Дамы прям буээ, запасть не на кого=( "Кошечка", конечно, выделяется на общем фоне, но по-моему не слишком раскрыта... Она имеет характер но при этом довольно ветрена и бесцельна. С виду "сильная женщина", но в ней чувствуется растерянность и страх пустоты, особенно под конец. "Штериха" забавляла, вернее то, как Манн её описывал=) В принципе некоторое сопереживание, светлую грусть, вызвала та девушка из деревни, пациентка д-ра Беренса, с которой Ганс и Иоахим провели пару вечеров (во время их визитов к "морибундусам").
А тебе кто нравится кроме Иоахима?=)
@ida_frei, пожалуй, среди всего этого сборища, один Иоахим был наиболее гармоничной личностью, а все остальные персонажи зачастую были с загонами и перекосами в какую-либо сторону, с которыми сложно мириться. Но практически в каждого персонажа Манн вложил те или иные свои характеристики или мысли, и вся эта толпень как будто бы олицетворяет с собой противоречия, охватывающие его самого. Мне нравился Сетембрини - он далеко не всегда был прав и приятен, но как-то ближе всех остальных. Клавдия (меня передёргивало от этого имени именно в контексте произведения - не знаю почему), по-моему не то, чтобы не раскрыта - она кже представитель этой загадочной русской души, вот и остаётся с загадками, а то, что ветрена и бесцельна - с этим и спорить не надо, это так и есть) Доктора меня очень забавляли - не то, чтобы нравились, но как-то добавляли атмосферы. Та дамочка, что непроизвольно хихикала - вызывала сочувствие, но здесь у меня больше образ из фильма вклинивается.
И нет, ты не склонишь меня на сторону Пеперкорна - нет и нет))))) Я понимаю уместность его образа и его функции, но моя личную неприязнь к его поведению и манерам никуда деть не могу)
@liu, кстати, та дама, которая хихикала и утыкалась в свой пахнущий апельсинами платок, она тоже русская - это Маруся, по которой Иоахим чах=) От "Клавдии" меня тоже как-то несколько внутренне коробило если честно=( А Беренс вообще "главный диджей" Берггофа - меня очень забавляло, как он начинал какую-нибудь движуху, в которую сразу вовлекались самозабвенно все пациенты, а потом куда-нибудь утекал=) Кстати да, ещё тот дядька понравился... из докторов, который приехал со своей больной женой, но она умерла 10 лет назад, и он сам тоже умер довольно рано, фамилию не запомнила=((
Да я и не склоняла=D Каждому своё=) Мне понравился Пеперкорн ("просохший"!!! образец Пеперкорна=D), но это не значит, что я хочу заставить всех его любить=) Вообще мне очень по душе Нафта и его идеи потому, что я очень люблю всякую эту мрачность, депрессивность, вознесение духа над плотью... Я знаю, что на большинство людей подобное действует отталкивающе. Никогда не скрывала, что я извращенка =D Зато не скучно ^___^
@ida_frei, хах, я ничего не имею против мрачности, но Нафта - экстремист, успокаивает только то, что экстремист пассивный))) Но то, как они друг друга с Сетембрини подначивали - завораживало. Я уже тоже некоторые фамилии и имена подзабыла. От Клавдии меня кстати не коробило, а вот от реакции Ганса на неё - тут уж точно передёргивало)) А вообще, все эти "умирающие" просто в то время ещё не видели таких фильмов как "Достучаться до небес" или "Пока не сыграл в ящик" - может тогда кто из них и не завис бы там "наверху" = )
@liu, не думаю... ведь есть тьма людей, которые посмотрели кучу "Достучаться до небес" или "Мирных воинов", но так и сидят на своей горе, в своём крошечном отлаженном мирке. В "Берггофе" были пациенты, которые действительно просто пару месяцев лечились и уезжали обратно. Тут уже в человеке вопрос - булка он Касторпообразная или, как Иоахим, и наехать с целью отстаивания своих интересов может=)
Думаю, тут в умирающих ещё один смысл, косвенно связанный с "болезнь развращает". Манн явно шарил в психоанализе хоть как-то, и, думаю, как и многие идеи с мирка "Берггофа" можно перенести на Европу в его видении в целом. В том числе модель "конверсии на орган", когда порок (неразрешенный конфликт в оригинале теории дедули Фрейда) занимал столько либиинозной энергии, что просто прорывался в сферу сознания в виде какой-то болезни. Так же и война, ставшая разрешением идейных конфликтов общества, конфликтов власти. Время не зря сначала такое зыбкое, вязкое, а потом как пущенная стрела летит просто, пролистывая по полгода за раз (в моём издании он за первые 150 страниц только поужинал в свой первый день=D).
Сеттембрини мне нравился очень в начале, но потом (после встречи с Нафтой кстати) разонравился=( Из-за концовки для меня он запомнился краснобаем, пустозвоном, влекомым своими педагогическими амбициями и стремлением уделать Нафту.
@ida_frei, умирающие с концептом "болезнь развращает" связаны как раз даже не косвенно, а вполне себе на прямую)) А так да, многим ни фильмы, ни книги не помогут.
Стремление уделать Нафту само по себе не так уж и плохо - мне самой бы этого очень хотелось, настолько он был "мерзенький", к тому же - это неплохое упражнение для мозга, а когда умираешь - так вообще простительно)) "Кастропообразная булка" - звучит прекрасно) И вообще я очень жду, когда ты фильм посмотришь)
@liu, да нормальный он=D Просто в детском/подростковом возрасте его загнобили, вот и компенсирует стремлением к власти и жестокостью как может...=)
А уж я то как жду... =(( Времени совсем нет, вообще только сейчас начинаю под флешмоб "П" читать книжку, благо она коротенькая... =( Сразу после неё и посмотрю=)
@ida_frei, это ещё хорошо, что только на словах компенсирует! А то сложным детством можно вообще всё на свете оправдать)
@liu, а ты не знаешь, что связывает Манна и психоанализ? В смысле он просто как и любой мыслящий человек того времени прочитал пару статей Фрейда или прям книги читал/имел какого-то знакомого из тех кругов?
@ida_frei, как мыслящий человек того времени, он прочитал не просто пару статей Фрейда, а, пожалуй, изучал всё вдоль и поперёк по этой тематике - и Фрейда, и Юнга, и делал свои выводы. Их идеи он очень уважал, но не со всем соглашался, лично мне при чтении "Волшебной горы" не очень хотелось вдаваться в размышления о психоанализе, хотя в принципе это невозможно, потому что там всё очень крепко переплетено, но если задаться такой целью, то во всех его романах можно такие психоаналитические сокровища накопать) Плюс с его собственными проблемами и наклонностями - он сам был находка для психоаналитика) У Томаса Манна есть даже один доклад, который он читал в Вене - "Фрейд и Будущее". И насчёт знакомых из тех кругов - это я прям практически уверена, что они у него были, это же интеллектуальная элита, при возможности они там все друг с другом общались.
@liu, я как человек с высшим психологическим образованием не могла не вздохнуть обреченно, дойдя до подглавы "психоанализ"=D Не ожидала наткнуться (ничего практически о книге не читала, пока не дочитала сама), а потом поняла, что он довольно хорошо разбирается в этой теме.
@ida_frei, так что обречённость как рукой сняло?) Я на психоанализе у Манна не сильно заморачивалась, по верхам больше смотрела. Там и кроме него было над чем поразмышлять)))
@liu, угу=) Я всё с содроганием ждала какого-нибудь косяка, но он очень грамотно всё написал. Но я всё равно не могла абстрагироваться от темы - она слишком связана с той эпохой и Манн слишком живо всё описывает=) Для меня "Волшебная гора" связана с психоанализом больше, чем, например, "Когда Ницше плакал". Но да, тем для размышления на 10 лет вперед, без преувеличений... Невозможно осмыслить с одного прочтения=(
@ida_frei, вот кстати, "Когда Ницше плакал" - я уже и забыла, что собиралась почитать... Даже фильм есть. Для меня "Волшебная гора" - это как "Игра в бисер" далеко не на одно прочтение.
@liu, я за 2 вечера кажется "Когда Ницше плакал" - настолько легко написан. Ялом вообще здорово пишет, но при этом тоже неплохо загружает на "подумать" - редкое сочетание=( И всё же жанр, в котором пишет Ялом - психотерапевтический роман, и там иные особенности идейного, философского наполнения.
Вообще невероятно сложно писать рецензии на книги, которые мало того, что не на одно прочтение, так ещё и понравились.. Чувствую, через пару лет перечитаю и ещё одну рецензию напишу=) Как раз в истории поднаторею и философии - будет проще понимать тонкости споров Сеттембрини и Нафты. Несмотря на "главного героя"-булку почему-то в конечном счете герр Манн вдохновляет к самосовершенствованию. Наверное, по принципу "от противного"=)
@ida_frei, я думаю, что тоже когда-то перечитаю волшебную гору, лет через 5, но у меня ещё в планах его тетралогия - это уже планы на лето, наверное) Пожалуй, Манн своей интеллектуальностью вдохновляет на саморазвитие и совершенствование)