Рецензия на книгу Инферно от amir

написал рецензию19 марта 2017 10:17

«Лучше пусть читатели закончат третью книгу, сожалея, что больше не будет, чем поймут после шестой, что сыты по горло».
____________________________________________Марк Лоуренс.

Но «Роберт Лэнгдон & Со» слишком успешный бренд, чтобы останавливаться на третьей книге. Хрен там. Мы выжмем из этого парня максимум соков, а из людских кошельков максимум денег. Заморачиваться особо не надо, давайте просто возьмем за основу сюжет «Кода да Винчи». “Леонардо” заменим на его более раннего соотечественника “Данте” и все. Пипл схавает. Никто и не поймет, что это один и тот же сюжет. Главное оставьте всякие стрелялки и погони. А еще эту… бабу какую-нибудь, которая с ним будет бегать. Обязательно брюнетку. А то блондинки - символ тупости, а в нашей книге символика играет большое значение. Через диалог с ней Лэнгдон будет рассказывать всякие умные вещи, до которых читатель сам не доедет. А все люфты и пробоины сюжета забьем мудреными и непонятными словечками.

Оставь надежду всяк книгу в руки взявший.

Короче говоря, хорошую историю занюхали до дыр и превратили в литературку-халтурку. Книжная пепса. И я говорю «превратили», потому что уверен, что это работа ни одного Брауна, а еще кучи советников, которые как черти инферновы нашептывали автору что и как писать:
-Пиши чувак, а мы потом снимем фильм, разбогатеем и будем жрать черную икру прямо с надгробия Алигьери.
В итоге книга получилась говном, потому что писалась как сценарий к фильму. Фильм получился говном, потому что снят по хреновой книге. Замкнутый адовый круг.

И претензия моя не только к сюжету, как говно по трубам перетекаемому из одной книги в другую. Проблема в том, что здесь напрочь отсутствует весь смак, который содержался в первых двух частях. Сейчас объясню.
Ден Браун довольно умный мужик. Родился в приличной и образованной семье, окончил престижный колледж и университет. И в начале своей писательской карьеры ему было что рассказать. Он брал за основу книги Эко, немного смягчал сюжет и пропитывал его малоизвестными фактами (порой правда на грани схоластики, но хрен с ним), почерпнутыми на факультете искусствоведения. Короче говоря, он упростил и тем самым популяризировал то, что раньше понимали только сведущие. Простые, но в то же время умные исторические детективы. Молодец.
«Инферно» не имеет никакого отношения к “историческому детективу” ровно настолько, насколько морская свинка не имеет отношения к морю и свиньям. Приставка “исторический” подкрепляется еще одной приставкой “типа исторический”, а жанр “детектив” трансформируется в дешевенький попкорновый боевичок – “триллер”.

Давайте вспомним «Ангелы и демоны». В центре внимания тайный орден “illuminati”. Браун не зря ухватился именно за него. Эти ребята окутаны тайной еще больше затертых до дыр каменщиков. Поэтому Брауну было довольно легко сочетать факты, гипотезы и вымыслы, витающие вокруг этого тайного ордена. Выглядело это увлекательно и умно одновременно, а маленькие ошибки и неточности покрывались простым аргументом «Все-таки это художественная литература, а не документалистика».

«Код да Винчи» оказался еще интереснее. Есть нынче такая теория, что Машка Магдалина была не только проституткой, но еще и женой Христа и матерью его детей. ПуЗАДые священнослужители слюной брызжут от всей этой “ереси”, дескать, не мог Иисус трахаться с кем-то! Не по християнски ето, упаси хосподи! Да и вообще, зачат он был, в отличие от вас грешников, не орханом грязным, а чем-то святым и чистым. Короче не зашкварный он у нас!
Дело в том, что церковчане как огня боятся того факта, что кто-то из потомков Христовых может посягнуть на их авторитет. А потому проклинают каждого, кто упомянет о династии Меровингов.
Одними из таких “еретиков” были Генри Линкольн, Майкл Бейджент и Ричард Ли. Серьезные ребята между прочим. Именно они впервые объединили под одной обложкой такие вещи как Святой Грааль, Приорат Сиона, род Меровингов и Леонардо да Винчи. Исключительно на основе их трудов, Браун и написал свою вторую книгу.

Короче говоря «Ангелы» были реакцией Брауна на произведения Умберты.
«Код да Винчи» - художественная интерпретация книги Святая Кровь и Святой Грааль.
Выглядело это жалкой пародией только в том случае, если Вы какой-нибудь специалист медиевистики или семиотики. Для простого же обывателя это были вполне сносные книги, достойные внимания.
Да, их критиковали за некоторые недочеты и профанацию. Но для простого дилетанта в искусстве, вроде меня, все выглядело лучше некуда: максимально просто, и в то же время максимально познавательно. Спасибо. Серьезно.

Теперь берем в руки «Инферно». Сразу скажу: к этой книге я решил подойти серьезно и сперва ознакомиться с основой «Инферны» - «Божественной Комедией». Читал я комедию очень вдумчиво и скрупулезно, смакуя сладкие воспоминания как Браун, словно котенка, тыкал меня в скрытые шифры заложенные в картинах Леонарды, и лелея мечты, как меня также будут тыкать в скрытые послания Алигьери.
Подобно мазохисту, я желал чтобы мой мозг был вывернут наизнанку с последующим доведением его до состояния когнитивного диссонанса от всего того, что было скрыто между строками творенья Данте.

Браун же тупо взял некоторые строчки из “Комедии” и составил из них примитивную квест-игру. Причем бессмысленную и подростковую. Казаки-разбойники по-флорентийски. Других объяснений у меня нет. Вместо того, чтобы просто сказать где накуролесившие дружки оставили маску Алигьери, закадычный друг Лэнгдона (по описаниям вроде нормальный и здравомыслящий мужик) придумывает ему задания в стиле:
«Добеги до гробницы
Ждет тебя там страница,
Да страничка не простая -
В ней содержится посланье».
И довольный 50-летний профессор бежит к гробнице, чтобы возле неё найти следующую подсказку.

На стороне “разбойников” играет злобная тётка Вайента, задача которой, не дать Лэнгдону дойти до финала. Вайента – это смесь робота T-X и мультяшной Капитанихи Шантель ДюБуа. Выглядит она шизофренически нелепо и неправдоподобно. В фильме её еще и играет страшила несусветная, которая вызывает отвращение.

Другие герои не лучше: без всякой адекватной мотивации половина героев пытаются уничтожить человечество, другая половина (клан альтруистов) пытаются спасти его.
Лишним во всей этой истории, как бы смешно ни звучало, оказывается сам профессор Лэнгдон. Совершенно непонятно зачем было впутывать в эту историю бедного пенсионера, накачивать его наркотой, передавать ему лазерную указку, а потом пытаться его убить. Причем ведь в игру его вовлекли не клан «альтруистов», а клан «разбойников», которые желали уничтожить мир. Это как раз тот случай, когда “герой” превращается в “геМОрой”.

Детская наивность тоже не давала мне покоя. Ребята так легко похищают маску Данте Алигьери из охраняемой Палаццо Веккьо, словно жвачку из супермаркета. Спиздили, огляделись, типа никто ли не видит, спрятали за пазуху и ушли.
Ладно, думаю, хрен с ним. Видимо в этой маске будет что-то интересное и важное. Так и вышло. На ней друзья оставили одну из “подсказок” в игре «Флорентийские казаки-разбойники». Бумаги то во Флоренции нету. Сказочные идиоты.

И весь этот брэд дополняется скудным языком, который вместе с сюжетом кочует из одной книги в другую. Но этот язык еще как-то прощался, пока читать было интересно.
В «Инферно» - еще раз напомню - нет ни одного положительного или запоминающегося момента, начиная от сюжета и заканчивая познавательной начинкой, которой все ждут от Брауна. Ни одного. Вакуумная книга. Мёртвая.

А убило её то, что Браун никак не может отказаться от приевшегося героя. Такой экстра-специалист, как Роберт Лэнгдон, гроша ломаного не стоит. Я не против разностороннего развития. Но в первой книге мы узнаем, что Роберт Лэнгдон – специалист по тайному обществу иллюминатов. Во второй он оказывается еще и библеист и медиевист. В третьей книге мы понимаем, что он также увлекается изучением масонов. И вот последняя книга, в которой профессор цитирует строчки из «Комедии», словно перечитывает её каждый день. Что дальше? Гений, миллиардер, плейбой, филантроп?! На пороге не XIX век. Экстенсивные специалисты (в отличие от интенсивных) ценятся всё меньше и меньше.

В общем, читать я однозначно не советую. При всем уважении к Гению писателя, в данном случае от него осталась одна только буква Г. Среди многообразия пародирующих Брауна фан-т-фиков, было бы неплохо, если б он держался на высоте, пытаясь подчеркивать статус основоположника коддавинчизма. Но ему это нахрен не надо. Он уже добился популярности и теперь благополучно пользуется плодами прошлых лет, пичкая своих поклонников заезженными сюжетами с эфемерным намеком на научность, мистицизм и тайны. Для писателя это низко и не профессионально.

P.S. Я высказал о Брауне все что хотел. Больше его книг в руки не возьму. Спасибо за внимание к столь объемной рецензии.

@neveroff19 марта 2017 11:43

Собственно, уже вторая история о Роберте, которая и принесла славу автору, уже литературный провал имхо. Но автор максимально коммерческий, так что думаю еще не одна книжка появится)))

Ответить

@amir19 марта 2017 16:09

@neveroff, да не скажи)
Вторая довольно хороша, для меня так даже лучше первой.
Но опять же IMHO.
Третьей не читал.
Ну а автор да. Коммерческий 100%.
Насчет еще одной книги. Сомневаюсь. Думаю что хоть капля здравого смысла есть в Брауне и он одумается. Хотя мне похер. Как уже сказал, я больше его читать не буду)

Ответить

@loki19 марта 2017 16:35

как так научиться останавливаться)
я могу кинуть книгу на середине, но серии чаще всего даю миллиард шансов, пока что могу только 2 серии брошенные вспомнить (где было прочитано больше 3 первых книг)
А книга действительно самая слабая

Ответить

@neveroff19 марта 2017 19:37

@amir, "Код да Винчи" настолько слаб, что мне даже как-то трудно привести пример из аналогично популярных историй... И больше всего меня раздражает, что там сплошные заимствования и чужие идеи... Про то что изначально понятно чем закончится, кто, что, кому и зачем ... про это я не говорю. Так что "Ангелы и демоны" имхо самые нормальные. Хотя тоже на 5-6... Но это субъективно

Ответить

@amir19 марта 2017 19:52

@loki, я удивлен, что наши мнения сошлись)
И рад, че уж скрывать)

@neveroff, вероятно ты читал "Код" в довольно осознанном и зрелом возрасте.
Я то читал в то время когда знал Леонардо да Винчи чисто как имя одной из черепашек ниндзя.
И для меня это был приятный вынос мозга.
Теперь всерьез задумываюсь, стоит ли когда то её перечитывать)

Ответить

@neveroff19 марта 2017 20:17

@amir, так и есть. Более того, читал уже после Имени розы...

Ответить

@ekaterin_a19 марта 2017 20:25

А меня больше всего повеселил момент, когда он так запросто стащил маску Данте из музея))) вот прям в голос смеялась. Хотя не могу сказать, что такое уж явное "говно", как вы выразились. Да, не самая сильная книга, да много лишней и не вполне нужной информации и нелепости, но для развлечения прочитать можно. Как @rina_rot однажды предложила хэштег #прочитал_и_забыл))

Ответить

Катя (@rina_rot)19 марта 2017 21:06

@ekaterin_a, так и хочется воскликнуть: присоединяйтесь к флешмобу!))

Ответить

@amir20 марта 2017 5:05

@neveroff, ты б еще детективы от Черного Котенка взял после Эко =D

@ekaterin_a, для развлечения есть Чехов, Грибоедов, Ильф и Петров, Филатов, Пелевин даже)
Из зарубежки Вейер, Бакли конечно же. Но когда берешь Брауна, то ждешь несколько иного, а когда не получаешь ожидаемого то приходит разочарование.
Ну а насчет хештега. Да. И правда. #прочитал_и_забыл

Ответить

@neveroff20 марта 2017 9:30

@amir, ты, видимо, не помнишь ту настойчивую рекламу. "Бестселлер! Эко и Перес-Реверте плачут, что никогда не напишут такого шедевра" и т.п.))) Может и плакали. От смеха...

Ответить

@malinka-kartinka20 марта 2017 12:28

А у меня вообще автор не пошел, и пытаться перестала

Ответить

@amir20 марта 2017 13:27

@neveroff, =DDD
Нет, не помню)
Но это забавно)

@malinka-kartinka, как приятно видеть единомышленников))

Ответить

@ekaterin_a20 марта 2017 14:09

@amir, у всех разные авторы для развлечения)) У меня, когда мозг перегружен работой, хорошо идут такие произведения. Их читаешь вместо какого-то фильма. Просто я заведомо от них не жду чего-то глобального, утонченного или интеллектуального. Поэтому и не разочаровываюсь.

Ответить

@basta20 января 2020 18:50

Первые три книги очень понравились, в тонкости и противоречия, которые были небольшими, я не вдавалась. А в "Инферно" все начинается за здравие, а кончается за упокой. Финал откровенно разочаровывает, а логики в поведении героев, как и в развязке вообще нет. Какой же это интеллектуальный детектив и бестселлер?

Ответить

@neveroff20 января 2020 19:39

@Basta, "тонкости и противоречия, которые были небольшими, я не вдавалась"
А если бы вдавались, то заметили: противоречия, нестыковки и исторические и технические ошибки очень, очень, очень большие...

Ответить
Похожие рецензии
@ligr-44 5 декабря 2013
Сюжет нового романа Дена Брауна тесно взаимосвязан с величайшим произведением мировой литературы - "Божественной комедией" Данте. Нестареющий и неунывающий профессор Роберт Лэнгдон на этот раз ...Читать далее
@rword rword rword 16 декабря 2013
«Инферно» - вещь для любителя умного детектива. Не читали Дэна Брауна? Добро пожаловать. Кому будет интересно? Конечно, любителям прошлых книг автора. Герой - тот же ...Читать далее
@alena3006 Алёна 25 декабря 2013
В центре событий снова профессор Лэнгдон. Только он способен помочь спасти многомиллиардное человечество, что особенно и неудивительно, если вспомнить предыдущие книги автора. Книга не отпускает ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт