Рецензия на книгу Американская трагедия от onewordrule
Предосудительность навязчиво лезла сквозь строчки, сквозь советы людей, которые в эту трагедию уже окунулись. Мне сказали, Клайд тюкнул Роберту веслом. Я предвкушала, но дело было не так.
С самого начала было ясно, что это история потрясающей обреченности. Впервые вы встречаетесь с человеком, и вот оно: парень светится малодушием, как новогодняя елка. У Клайда сразу все невпопад: постоянный стыд и смущение за себя и родителей, злоба за свою нелепую участь, ослепляющие амбиции и пресловутое"так праведно и так надо". Типичная история, как молодые люди пускают свою жизнь под откос, потому что невмоготу тянуть чужую лямку и ломаться в результате внутреннего психологического конфликта.
Моя излюбленная мысль заключается в том, что люди совершенно не поддаются эмоциональной эволюции. Это одновременно и прекрасно и вызывает чудовищное сочувствие: ведь в результате попыток слушать свое сердце (черное временами) мы либо обретаем искомый путь к своему субъективному и множественному счастью, либо каемся и скорбим.
Клайду пришлось раскаяться. Хоть я до конца в это и не поверила. Его ошибка была в том, что он всегда хотел большего. Так ли это плохо, дискуссия достаточно спорная. Однако в случае Грифитса, в погоне за большим он упустил слишком многое, как то истинную любовь и самую драгоценную жизнь. Была ли Сондра Финчли предметом искреннего и благотворного обожания? Я бы не согласилась. Малышка Сонда больше похожа на фетиш, на предмет помешательства и крайнего фанатизма; компенсатором нищенских детских обид. Даже при подготовке к суду увлечение мисс Х было легче всего объяснить невменяемостью. И тут, естественно, не о чем говорить.
Кроме того, как быть с честностью? А честность что тогда, что сейчас - феномен довольно пугающий. Она - ни больше, ни меньше - серьезное и не всегда гуманное оружие.
"...как и в былое время, (он) почувствовал страх и стыд перед этой непоколебимой безукоризненной честностью, которую он никогда не мог понять до конца..."
Правда (ну, пусть даже у каждого она своя) может или возвысить, или расплющить. И Клайда, кстати, даже в этой конфигурации, она расплющила.
Как бы то ни было, основная трагедия заключается в третьей книге. Когда беднягу Грифитса все ненавидят и разбирают по косточкам. По сути, трагично, потому что совсем не подумал. Атмосфера оглушительного провала пропитала весь ход судебного разбирательства. Право, я была очень удивлена, когда защите удалось найти свидетелей, кто смог дать хотя бы косвенные, но все-таки показания в пользу Клайда. Наверное, на месте присяжных я тоже признала бы его виновным. В конце концов бездействие так же пагубно, как и злоумышленное действие, и кратковременным душевным смятением это не объясняется. Я также согласна и с тем, что Мак-Милан в решающий момент остался верен своим моральным принципам. Я знаю, у многих Клайд Грифитс вызывает презрение. Меня же поглотили жалость и разочарование. А если вспомнить, за что упекли за решетку всю братию из "дома смерти"...Потеря работы, ушла жена, тесть слишком богатый... И если задуматься, скольку у нас сейчас Роберт Олден? Ужасно много. Только их не убивают, а просто бросают. И это невольное желание (крайне напоминающее лекало) переложить действительность начала 20 века на наш процветающий 21-й буквально дурманит.
И захотелось обнять родителей:
"...Мать. В ее годы, нищая, без гроша, будет колесить по городам, собирая деньги, необходимые для его спасения".