Рецензия на книгу Черный принц от CatInHat
Послесловие от читателя
Быть или не быть, вот в чем вопрос! А знаете, что? Я вот в жизни не люблю больше всего две вещи – дешевые интриги и кое-что еще...
Вот так начиналось моё знакомство с «Черным принцем» Айрис Мердок. Я была уверена, что книга мне совсем не понравится и готовилась ставить самый низкий бал. «Какое надувательство!» - возмущалась я. Картон, картон, картон, театральные декорации, свет рампы и пустые стулья в зале. Но потом случилось чудо, и на меня подул северный ветер, принося с собой легкий флер Достоевского с его петербургской тоской и обреченностью. Добро никак не может торжествовать, ибо восторжествовав, перестанет быть добром. Ах, Федор Михайлович!
Потом я вчиталась еще и поняла, что и картон, и пустые стулья, и театральная сцена, всё, абсолютно всё, тут к месту.
В книге нет диалогов. Они попросту отсутствуют, хотя технически всё же присутствуют: мы видим разговоры двух и более персонажей. А вот говорят ли они друг с другом – большой вопрос. Кажется, что действующие лица этой пьесы (хотя, конечно, романа) живут каждый в своем мире - эгоистичном, индивидуалистическом до безобразия. Они говорят, но не слушают. Если представить образно, то это люди внутри эластичных прозрачных шаров, которые неуклюже стукаются друг о друга и отлетают, опять стукаются и опять отлетают, подпрыгивая на улицах Лондона и случайно запрыгивая друг к другу в гостиные.
Кстати о птичках. Куда приткнуть эти постоянные завуалированные и не очень намеки на гомосексуальность нашего горе-писателя Брэдли? Заметили, что намек вполне себе с кусок толстенной колбасы – Кристиан и Джулиан. Это далеко не женские имена, хотя их обладательницы вполне вроде себе женщины. И, конечно же, башня, как фаллический символ. Отношение к женщинам у Брэдли вообще очень странное. Описания всегда тошнотворны, отталкивающие, всегда унизительны. Брэдли замечает Джулиан и думает, что это мальчик: влюбляется в нее в тот миг, кода представляет ее в образе Гамлета; обретает потерянную мужскую силу только, когда Джулиан переодевается в Гамлета. Интрига? Провокация? Что это? Так ли ошибается Марло в своем послесловии.
Впрочем, в книге нет ни одного положительного персонажа. Мердок обнажила всю суть человека, вывалила на сцену нутро – безобразное, тошнотворное. Брэдли Пирсон, этот трусливый, мнительный завистник, считающий себя гением и чуть ли не обладателем божественной истины, - этот мелкий противный человечек сидит внутри почти каждого из нас. Там же сидят Рейчел, Кристиан, Джулиан, Арнольд и Марло с Присциллой. Все эти абсурдные истеричные человечки, которые по сути не знают чего хотят. Некое дно, которое мы прикрываем в попытках само совершенствоваться. У кого-то получается, у кого-то нет. Каждый в своем придуманном мире искривленного восприятия реальности.
Я хотела поставить книге десять звезд, но тут приключилось «на этом кончается первая часть, но прежде, мой любимый читатель, дайте как я вам опять всё расскажу заново, ибо меня терзает смутное сомнение в ваших умственных способностях: вдруг вы не так всё поняли». И пошли абзацы лишних букв, которые только и делали, что повторяли своих предшественниц. Одна звезда тут же потухла. Ну нельзя столько раз повторяться и лить из пустого в порожнее! У читателя нет времени, у читателя жизнь и он не настолько туп, как может показаться.
А потом случилось и что похуже - пошли сплошные пышные, сладкие, душераздирающие каскады приторных до тошноты слов. Еще две звезды ушли, пока я пробиралась сквозь них, пытаясь выбраться и глотнуть свежего воздуха. Все это жеманство, свойственное скорее женщинам, нежели мужчинам (действительно, женщины Брэдли куда мужественнее, чем он сам), истеричные «да, но нет. Нет, но да» и резкое изменение курса, как только вмешиваются родители Джулиан – очень меня утомили. Так и хотелось треснуть Пирсона по голове и сказать: «Да успокойся ты уже наконец, старый пень!» С каждой новой страницей ощущение, что я иду по топи и все глубже проваливаюсь и мне все тяжелее пробираться дальше, усиливалось. Если первая половина книги меня отчасти порадовала, потому что обнажала некие стороны человеческого нутра, то вторая оказалась тяжелой в силу своих постоянных повторений, словно автор как сорока пытается доклевать-заклевать свои мысли в голову читателя: этот шар голубой, голубой. Голубой - это цвет шара. Я говорю о шаре и он голубой и так далее и так далее и так далее...далее, далее.
Некоторые считают, что «Черный принц» - роман о любви. Ой ли? Разве, что о любви к самому себе и любви к своим проекциям. Я человек из той категории граждан, которые считают, что любовь должна приносить радость. Если любовь приносит страдания, то это уже не любовь. Поэтому все эти «седина в голову, бес в ребро» сопли меня только раздражали. Я допускаю, что такие потуги струн души могут быть свойственны молодым людям, которым вообще свойственно все возводить в некий абсурдный абсолют. А тут человек, который мнит себя художником, с большой буквы Х (какая ирония!), который знает Истину и вроде как обязан к пятидесяти восьми годам иметь хоть толику мудрости. Но нет. А в конце его жестоко подставили. По ЕГО словам.
За прекрасный театр абсурда книге можно поставить самую высокую оценку и наградить всеми премиями, которые она не получила. Я же как скромный читатель на букву Ч (всего то!) поставлю семерочку, хотя сама книга понравилась всего лишь на четыре. Да, я непоследовательна. Подайте на меня в суд. Хотя по сравнению с Черным Принцем я просто колибри!
Вау, вот что значит написать рецензию) И дать анализ к прочитанному, very good)
@fizik224566, благодарю :)
Шикарная рецензия, мои аплодисменты автору!) Захотелось аж все книги Мердок перечитать залпом)
@raccoon, спасибо! :)
@CatInHat, а мне понравился "Человек случайностей" этого автора больше. чем "Принц"
@victoria_b, это моё первое знакомство с Айрис Мердок. Возьму на заметку "Человека..."
Как-то у меня не укладывается сравнение Достоевского с автором женского романа...
@lerochka, в рецензии нет и толики сравнения. Флер - это не сравнение, это некая похожесть мыслей об обреченности и мраке жизни и то недолгая. И я бы лично не стала называть это произведение "женским романом".