Рецензия на книгу Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ от mayakhliv
Начинается роман в лучших традициях Александра Дюма: свадьба юных правителей. Читатель знакомится с влиятельными родственниками молодых, ситуацией в мире в общем и Тироле, вотчине главной героини, в частности. Такое мягкое погружение, а потом начинается кошмар отсутствие даже намека на хронологию, огромное количество персонажей, которые толком не прописаны, но имеют вес, скомканность событий, изобилие авторского текста с редкими вкраплениями таких себе по качеству и смыслу диалогов. Фактами автор жонглирует как попало, перебарщивая с домыслами и предположениями. Я ожидала от немца большей педантичности.
Личность самой героини тоже внушала большие надежды, которые в последствии не оправдались. Еще бы, Маргарита была очень некрасивой, но одаренной девушкой, в политике, в мире мужчин, ей удалось заручиться недюжим уважением, да это же почти Екатерина Медичи! Но в том то и дело что почти. Губастая, а именно так в народе и прозвали герцогиню, как и французская королева, не чуралась ядов и в ее жизни тоже была "своя" Диана де Пуатье - красавица Агнесса, путающая ей все карты. Маргарите не откажешь в уме : когда ей дали такую возможность, то правила одна достаточно умело и добилась для родного Тиролля процветания, но когда в ней просыпалась женщина, она теряла всякую осторожность, истерила, забывала о стране и себе самой, месть слепила ее и делала бессильной. Она никогда не хотела заручится настоящей поддержкой народа, а держать в страхе не могла, поэтому ее роль в политике вскорости свелась к нулю. Та лучше бы она плела интриги, чем превратилась в огромную тушу, облаченную в парчу и равномерно увешанную бородавками и бриллиантами, у которой только и интересы что поспать подольше да поесть послаще. Мерзко. Причины превращения активной, любознательной девочки в мстящий овощ автором показаны слабо.
Вообще, автор странно расставил приоритеты. Он слишком много внимания уделял второстепенным героям и событиям, игнорируя потребность адекватно высветлить изменения образа Маргариты в течении ее правления. Она просто появляется наскоками посреди описания жития-бытия какого-нибудь Габсбурга, что-то говорит, трясет дорогими тканями и украшениями и исчезает. Очень, блин, живописно и содержательно.
Это не исторический и не любовный роман, это какой-то коллаж, немного бессвязный и многословный. Дух эпохи автору частично передать удалось, но не очень ярко. Герои все какие-то неприятные, животрепещущие хитросплетения отсутствуют, одна политика, скука смертная.
Единственным плюсом чтения этого произведения я считаю открытие для себя такой исторической личности как Маргарита Маульташ. Уверена, на просторах всемирной сети я найду другие более адекватные и обьективные источники относительно ее следа в мировой истории. А этот роман пусть покоится на полочке да пыль собирает.
Со многим из того, что написали, я не согласна, но за меня гораздо лучше ответит исследователь творчества писателя И.Т. Изотов. Почитайте или хотя бы загляните в его труд "Ранние исторические романы Лиона Фейхтвангера". Может, это как-то повлияет и на Ваше мнение, хотя бы с точки зрения историчности романа. Фейхтвангер вовсе не спроста выбрал такой тип повествования, такое описание героини т.д. и т.п.
P.S. Исследование есть в свободном доступе.
@MYRRRuna, я не оспариваю историчность романа, возможно многие вехи жизни Маргариты имели место быть, но сомневаюсь, что роль Агнессы и альбиноса была столь велика, да и смерти выглядят уж больно театрально. Также смущает отсутствие хронологии в самом повествовании сбивает с толку, упоминание хотя бы пары цифр создало бы намного более приятное впечатление от прочитанного, а то вот Маульташ лишь невеста, а потом бац ее ребенку 20 лет (хотя даже не факт что 20, только википедия упоминает в каком возрасте скончался августейший наследник).
Тип повествования слишком сух даже для летописи, обилие имен и титулов тут тоже служат плохую службу. И зачем постоянно заострять внимание на уродстве героини? Я уверена, что даже в самые тяжкие времена она не замыкалась в себе, а просвещалась, вела беседы или переписку, почему тогда она показана столь однобоко? В конце книги она в животное превращается! Он написал роман как будто от лица ее первого мужа, очень субьективно и предвзято, сознательно убив таким образом все посягания сего творения на историчность.
@mayakhliv, насколько я знаю, даже именитый исследователь истории Тироля едва ли может с уверенностью сказать, что и когда именно происходило) И упомянутая Вами Агнесса вроде бы была гораздо более мудрой особой) но ведь это не исторические хроники, а художественное произведение. Вы уже не первая, с кем я поднимаю эту тему, но, может, Маргарита в реальности была еще хуже, чем о ней написал автор?))))
@MYRRRuna, да, средние века - время темное, но стоило отделить хотя бы декады для лучшей усваиваемости. А Агнесса вполне могла быть чьей-то очаровательной марионеткой, сомневаюсь, что всеми ее действиями руководила лишь слепая ненависть к Маргарите, все же ее советы, пошатнувшие весь Тироль, скорее всего были взрощены в более политически подкованных мозгах. А касательно самой Маульташ тоже сложно судить: может все слухи о ней верны, а может не один из них. Мне хотелось бы верить, что она мудрая патриотка с нелегкой судьбой, непонятая своими современниками и народом, а также недооцененная историками нашего времени.
@mayakhliv, мне бы тоже хотелось верить, что не все было так просто и примитивно, но... об этом история умалчивает)
Словно свои мысли читаю, только изложенные другим человеком. У меня точно такое же восприятие романа, и точно такие же претензии к автору.
Чует моё сердце, наговорил он на хорошую бабу!
@beshenaia, не могу не согласиться) за что-то же ее любил народ вначале и соотечественники не отравили в темном коридоре , и другие царедворцы уважали. Количество любовников и бриллиантов обычно преувеличивается у всех власть имущих, вряд ли кто-то в средневековых горах знал наверняка условия жизни герцогини. Такое чувство, что автор просто все сплетни собрал и даже пару грязных намеков от себя оставил! Не доверяю я ему теперь)
@mayakhliv, @beshenaia, зря вы так, девчонки, с Фейхтвангером(((( Он хороший писатель)
@MYRRRuna, "Впоследствии писатель (Фейхтвангер) не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития." вот тут я с ним согласна, думаю в будущем он учел свои огрехи и исправился, оставив после себя богатое наследие)
@mayakhliv, вот я именно об этом))) он в этом романе еще только-только виднеется, дальше лучше и лучше будет))) почитайте что-нибудь еще) не бросайте Фейхтвангера)))
@MYRRRuna, ахах, раз вы за него так вступаетесь, то обязательно прочту еще парочку его вещей) нельзя позволять первому впечатлению разрушить знакомство с талантливым автором)
@mayakhliv, обязательно прочитайте) Я, правда, боюсь что-то советовать, вкус твой не очень знаю)
@mayakhliv, может, "Тяжкий путь познания"?))
@MYRRRuna, о, Гойя - очень колоритная и одаренная личность. Что что, а вкус на персонажей у Фейхтвангера отменный) обязательно ознакомлюсь с этим романом
@mayakhliv, вкус у него отменный и очень разнообразный) стоит потраченного времени)
@MYRRRuna, я не на писателя, а на его книгу наезжаю. Фейхтвангер меня даже заинтересовал. Если попадётся - обязательно прочитаю. Не люблю делать поспешных суждений. А судить об авторе по одну его произведению...