Рецензия на книгу Презрение от liu

написала рецензию20 сентября 2017 20:07
Оценка книге:
9/10

#Кин1_1курс

Вся европейская культура выросла из волшебного ядра античной трагедии, из античных мифов. Альберто Моравиа ведёт диалог с Гомером и переживает вместе с героями их "Одиссею", вовлекая в этот мировоззренческий процесс читателя. В Улиссе снова открываются новые грани, отсылая нас не только к оригинальной поэме, но и переосмыслениям Джеймса Джойса.

У Моравиа прожектор направлен внутрь героя, он путешествует, ищет и встречает монстров внутри себя и все внешние взаимодействия также в итоге идут на то, чтобы приоткрыть завесу художественного и философского поиска новоявленного Улисса. Движущей силой же является не что иное, как любовь или её отсутствие. Даже работа и главное дело жизни героя возводится в статус рабства любви, также как и само мировоззрение в итоге направляется ветрами любви-нелюбви.

Итак, читатель путешествует по закоулкам души главного персонажа - сценариста Риккардо Мольтени. Это уже делает книгу идеальной для кинематографического факультета. Мир киноискусства не прорисован досконально и тщательно, но краски богаты и акценты проставлены идеально. Конечно, не обошлось без критики капиталистического мышления, хотя это Италия, а не помешанная на материализме Америка, кино в основной массе ориентировано на получение как можно больших кассовых сборов, сценарии пишутся и редактируются именно с их учётом, что чаще приводит к тому, что творческий поиск начинает идти не в том направлении и заводить в художественные тупики. Именно поэтому Риккардо ненавидит свою работу, мечтая стать свободным драматургом... Но его любовь к жене, желание подарить ей всё, о чём она мечтает не даёт ему вырваться из тисков рутинной работы. Опошлено творчество.

Тут же идёт сетования на то, что работа сценариста - незаметная работа, и все лавры достаются режиссёру, актёрам и даже имя композитора назовут скорее чем имя сценариста. И в связи с этим хочется сделать небольшое отступление и заметить перемены в современном подходе: например, имя Мойры Уолли ("Во все тяжкие", "Энн") и её таланта как сценариста не прошло незамеченным, мелькая на просторах киноновостных лент достаточно часто.

Основная линия романа: герой понимает, что жена его больше не любит. Допытываясь и мучая жену вопросами, Риккардо наконец-то получает в ответ главное слово - Презрение. Вот это отсутствие любви и наличие такого сильного чувства, как презрение, потрясает героя и рушит его жизненные ориентиры. Риккардо - тряпка, у него слабый характер, возможно он одарён как художник, возможно в нём есть ростки высокой организации души, возвышенности и чувства прекрасного, но всё это и ломанного гроша не стоит, потому что в итоге возвышенность, идеалы и талант разрушаются им же самим, его истеричным, грубым поведением и тупым эгоизмом, конформизмом и нерешительностью. Опошлен образ мужчины.

Жена героя - Эмилия. Тоже персонаж сложный и противоречивый, как и всё в этом романе. Моравиа выводит собирательный первозданный образ женщины как хранительницы очага, источника чувственных и телесных наслаждений, вдохновительницы и советчицы мужа. Но вместо триумфа женской воли выходит триумф женских манипуляций. Опошлен образ женщины.

Исповедальный характер романа логически приводит к самовопрошанию: заслужил или нет герой презрение? На него не хочется отвечать, хотя автор как будто бы симпатизирует своему персонажу. И легче уйти в дебри другого направления мысли: сравнения трёх разных мировоззренческих ощущений. Их автор вырисовывает через три разных восприятия истории об Улиссе: продюсер-режиссёр-сценарист. Для продюсера вся идея лежит на поверхности, он хочет её максимально упростить и приблизить к такой же упрощённой реальности. Сценарист ударяется в психологию и фрейдизм, убирая весь внешний антураж и концентрируясь на внутренних проблемах Одиссея, которого перестала любить жена и он не хочет к ней возвращаться, по его предположению Пенелопа испытывает к Одиссею презрение (отражение истории героя Моравиа), и он бежит от нелюбви на войну. Сценарист Рикардо же полностью отстраняется от реального мира и видит в истории Одиссея недостижимый идеал, к которому нужно стремиться, но опять же этот поиск истины и стремления к идеальному миру в результате также оказываются опошленными.

Помимо психологических и философских красок, роман ещё и чрезвычайно красив в плане богатства языка и окружения. Но к визуальным эффектам хочется перейти уже в киноверсии. Итак...

КИНООТЧЁТ.
Это получилось полное попадание, гармония литературного источника и экранизации. Если "Презрение" Моравиа - это жемчужина не только его творчества, но и литературы в целом, то "Презрение" Жана-Люка Годара - это шедевр киноискусства. Невероятно чувственный фильм, который проникает под кожу и никогда не забывается. Чего только стоит музыка Жоржа Делерю, саундтрек, врезающийся в мозг и концентрирующий все главные идеи. Бриджит Бордо в роли презирающей жены невероятна, зачаровывают её чувственность и сексуальность, которые Годар с какой-то бережностью использует для того, чтобы критиковать культ продажи тела. Обнажённые сцены с ней каким-то чудесным образом сочетали первозданность и невинность с пороком и презрением. Мишель Пиколли - исполнитель главной роли, его образ оказался грубее и неотесаннее, в то время, как в книге он был ранимее и истеричнее, но везде он был эгоистичен. Вызывало мурашки лицо Джека Пэланса, исполняющего продюсера. Ну и конечно, сам Фриц Ланг в роли Фрица Ланга - это был для меня особо приятный сюрприз. А статуи древних богов казались отдельными персонажами и как будто возвышались над всем этим бренным миром и презрительно смотрели на разрушение идеалов и иллюзий.

Этот фильм хочется смотреть так, чтобы ничто не вторгалось в личное пространство, он заставляет замирать и внимательно выискивать все символы и детали. Это 1963 год, когда эффекты по сравнению с современным кино минимальны, но как же красиво и эстетично всё сделано. Итальянские морские пейзажи с видом на скалы Фаральони или маяк Пунта-Карена, и эта разгоряченность и томность, которая льётся с экрана. Возникало ощущение также цветовых диалогов, то есть определённых цветов как символов. Калейдоскоп деталей не раздирает картину на части, а наоборот делает её гармоничной и ещё более эмоциональной: Бриджит Бардо примеряет и носит парик, который полностью меняет образ, а вот на ней акцент в виде красного полотенца, между мужем и женой стоит лампа, которая то включается, то выключается, примечателен каждый жест и каждый взгляд. Есть и другой калейдоскоп - калейдоскоп языков, что как будто бы расширяет горизонты всей этой психологической эпопеи. Герои разговаривают на итальянском, английском, немецком, французском, зачастую с помощью переводчицы. Общение через переводчицу создаёт дополнительный невидимый, но психологически ощутимый барьер между тремя разными мировоззрениями - продюсера, режиссёра и сценариста.

Годар заменил все имена, обогатил фильм своими идеями и своим видением мира и искусства, убрал некоторые сюжетные моменты и добавил множество новых диалогов, но фильм и книга как будто дополняют друга, являясь при этом отдельными полноценными художественными концепциями.

Penguin Lessons (@cupy)20 сентября 2017 20:59

Твои рецензии выделяются)) Нет, правда круто и полномасштабно.
Был период, когда я Годара величала любимым режиссёром, сейчас место чуть сместилось, но не намного. Поэтому хочется и посмотреть, и прочитать, но начинаю тревожно коситься на календарь))
Уже проскальзывала мысль зарультетить этот фильм, но рука дрогнула и по части, понравится ли студенту, и по уместности. А вот сейчас барьеры, надеюсь, сняты. Опять-таки совпало (совета ещё не было на момент начала коммента), что это был мой любимый фильм как раз в тот же период. Нет, не годаровский - его работ было несколько на одном высоком уровне, не могла выбрать. Итак, "Отвращение". Полански образца 1965 г.

Ответить

Людмила (@liu)20 сентября 2017 21:13

@cupy, насчёт выделяются, просто книги такие - очень особенные, вызывают много эмоций и мыслей, можно сказать - потрясают. Презрение кстати книга очень небольшая, даже я сейчас со своим достаточно забитым расписанием прочла за полтора дня. Так что если будет желание прочесть что-то небольшое, но эмоциональное - это к Моравиа.
Полански ты меня прям порадовала! Такую крутяшку мне выдала, да ещё и с Катрин Денёв. И вообще идеальная параллель: презрение-отвращение. Я уже представляю свои удивительные выходные в компании Сокурова и Полански.
Какие у тебя любимые работы у Годара? - возьму сразу себе на заметку. И в сторону кого у тебя сместился курс: кто теперь на месте первых любимчиков?

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)21 сентября 2017 4:47

@liu, подкупающая рекомендация книги)
Я сначала настроилась, по традиции именно сегодняшнего вечера, напрягать мозг, чтобы придумать что-то подходящее, но в этот раз всё же осенило удачно)
Жан-Люк в первую очередь заинтересовал в 60-х и конце 50-х, т.е. новой волной. В поздних фильмах стало понятно, что чего-то важного уже не догоняю, причём не я одна)) По очередной иронии судьбы последний фильм Годара, который я люблю датирован 1966-ым. как раз когда у нас 1 курс заканчивается, такая уж история кино) Это "Мужское-женское". Ещё антиутопию "Алфавиль" считаю самой сильной после немого "Метрополиса" так же горячо любимого Ланга. "Банда аутсайдеров" по духу тоже вне конкуренции, если смотрела "Мечтатели" Бертолуччи с шикарными Евой Грин и Майклом Питтом, то помнишь киноцитаты на него. Ещё мне очень по душе его давняя муза Анна Карина, но в самые любимые фильмы не все их тандемы выделю, хотя она и во всём чарующая, поэтому есть один её необыкновенный фильм (совсем не годаровский), который у меня входит, наверное, в топ-5, а значит, на него в рулетке явно кто-то нарвётся)) И напоследок, Годар начинал с забавных короткометражек (когда денег ещё не было, а талант уже был), мне приглянулись "Всех парней зовут Патрик" и "Шарлотта и её Жюль" - они как будто продолжения-отступления к любимым фильмам. Ещё "История воды", но то другое.
Кстати, ты знала, что у него есть короткометражка "Встреча с Вуди Алленом"?)) Ещё интересует "Детектив", потому что неожиданный тут жанр. Тем более, даже экранизация. А вообще не зря они с Вуди спелись - такая фильмография, что поди ещё хоть ополовинь её. Тем более, в отличие от Вудика, его фильмы надо смотреть с расстановкой.
Ты, видимо, подзабыла - Бергман)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)21 сентября 2017 4:51

Только сейчас поняла, как заметно, что коммент с вечера писался))

Ответить

Людмила (@liu)21 сентября 2017 9:15

@cupy, про Бергмана помню, просто не была уверена в приоритетах, подумала, может ещё какие-то имена будут, и ты назовёшь топ-5 любимых режиссёров) Вуди Аллен в пятёрку бы вошёл?) Кстати, ты мне напомнила, что у меня был период короткометражек, когда я большие фильмы почти не смотрела, вот тогда и Годар у меня активно шёл - и "Всех парней зовут Патрик" и "Шарлотта и её Жюль" были. Прям аж накрыло воспоминаниями сейчас) Про "Встречу с Вуди Аленом" не знала!!!! Сегодня же исправлю) Мечтателей помню, а вот Банду аутсайдеров нет, не смотрела. В общем, кинопланов - бескрайнее море....

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)21 сентября 2017 13:03

@liu, не, про него я всегда говорю уверенно №1, а вот дальше сложнее. То ли я не настолько любительница топов, то ли сложно с моей любовью к разному так ограничиться. Проще выделять в каких-то номинациях: Ланг в немом, Хич тоже в своём диапазоне, Годар в 60-х-волне, Вуди в комедии, Гиллиам - в своём эксцентричном жанре, в ужасах однозначно Дарио Ардженто, в немецком, пожалуй, Вим Вендерс, но Вернер Херцог очень рядом, просто у первого есть "Небо над Берлином", а это топ-5, думаю)) В канадском в первую очередь Ксавье Долан, но ещё Атом Эгоян, из Грузии - безусловно Отар Давидович Иоселиани, хотя смотрела мало, но меня тут поразило, что в новейших Заложниках (хорошо принятых даже в Берлине) как минимум в одном эпизоде чувствуется веяние классика. Ладно, всеми не буду грузить) Про Вуди, кстати, подумала ещё до того, как дочитала вопрос)
Ого, у меня тоже был такой период! Но конкретно Годара смотрела не тогда, видимо, не настолько длинный был)) Кстати идея зарулетить и что-то короткометражное, а не фильм в 5,5 часов)) Будешь смотреть Банду - поймёшь, какие сцены Бертолуччи процитировал.
Значит, будем купаться))

Ответить

Людмила (@liu)21 сентября 2017 15:24

@cupy, ага, долгий заплыв))) Я твой топ себе сейчас куда-нибудь выпишу - на будущее, чтобы не забывать! До Банды нескоро доберусь, главное тоже не забыть. Надо свой киноблокнот заводить уже... Кинопоиск мне не помогает уже. Моравиа, Годар и Презрение у меня возможно будут знаковым явлением на этом курсе, по крайней мере такое ощущение есть.

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)21 сентября 2017 16:13

@liu, здорово, хотя я надеюсь, что к ним и Отвращение присоединится)

Ответить

Людмила (@liu)21 сентября 2017 16:20

@cupy, я в процессе)))

Ответить

@myrrruna24 сентября 2017 20:15

Джойс!!! Но фильм почему-то сильнее захотелось посмотреть)

Ответить

Людмила (@liu)24 сентября 2017 22:06

@MYRRRuna, я всё ждала, когда ты приметишь Джойса, ну не могла же ты мимо пройти!) Вообще ты можешь и прочитать, и посмотреть, произведение совсем небольшое и как-то очень гармонично сочетается с Годаровским шедевром. Даже не могу теперь представить книгу без фильма и наоборот)

Ответить

@myrrruna25 сентября 2017 18:29

@liu, любопытно... я про то, что не можешь представить книгу и без фильма и наоборот) я вот с таким не помню даже, чтобы сталкивалась...

Ответить

Людмила (@liu)25 сентября 2017 21:00

@MYRRRuna, я тоже стала вспоминать подобные примеры, но ничего в голову не приходит...

Ответить

@myrrruna25 сентября 2017 21:21

@liu, какая ты удачливая однако) вот пример один уже есть)

Ответить
Похожие рецензии
@julie Юлия Самохвал 19 октября 2015
Не самый интересный, да и к тому же искусственно растянутый роман о кризисе в отношениях между молодыми супругами. Вот, если бы это был рассказ, то, ...Читать далее
@ledibooks Юлия Соловьева 7 мая 2020
Презрение называется книга , и название очень подходит книге , потому ты начинаешь призерать героя с первых глав . Я не скажу что Эмилия тут ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт