Рецензия на книгу Посторонний от lyuda333
#БК_2017 (8. Любимая книга вашего родственника).
Ох, даже и понять не могу, что вызвала во мне эта повесть и как я к ней отнеслась. Все сумбурно, смешано, неоднозначно. Перед началом чтения основную мысль произведения я уже знала - посторонний - это безучастный ко всему на свете человек. Но даже не думала, что это качество может предстать в такой степени.
Изначально мне не нравился стиль повествования. Какой-то ленивый, тянущийся, односложный. Ощущение, что автор не повесть пишет, а сдает отчет о проведенном дне. "Выехал автобусом. Было очень жарко", "Предложили кофе с молоком. Я согласился, потому что очень люблю кофе с молоком", "Я все еще лежал. Он присел на край кровати" и все в таком же роде. Но в конце концов стало понятно, что таким способом, наверное, лучше всего можно передать безразличие героя, тем более что рассказывается история от первого лица. Но от понимания данного факта эти односложные цитаты не стали нравиться мне больше. Все повествование можно описать одной фразой, которой постоянно пользовался Мерсо - "все равно". Да, со страниц повести неизменно проглядывало одно сплошное "все равно". Огромный респект Камю, ведь он как нельзя лучше раскрыл суть своего произведения.
Но несмотря на восхищение автором, "Посторонний" не вызвал во мне даже чего-то похожего на восторг. Не знаю, видимо, я не прониклась чувствами Мерсо, точнее, отсутствием таковых. Он выказывал просто потрясающее равнодушие. Умерла мама, и на похоронах он побывал только потому, что должен. Произошло это вчера или сегодня? Не знаю, да и это не важно. Пожениться? Ну давай поженимся, если надо. Люблю ли я тебя? Нет, но это и значения не имеет. Совершенно безразличен он оставался и к своему судебному процессу по поводу совершенного им убийства (которое, кстати, тоже в нем никаких чувств не вызвало). Он просто лишь устал от всех этих разговоров судьи, прокурора, адвоката. Разве такой человек может вызывать положительные эмоции? Мне кажется, он вообще никаких эмоций не может вызывать. Кроме, наверное, жалости. Ведь это грустно - быть лишенным каких-либо чувств.
Лишь в конце, после того как и Мерсо, и читателям позволяют узнать вынесенный на суде приговор, он, сидя в своей тюремной камере, позволяет своей душе хотя бы немного выглянуть наружу - когда он прислушивается к каждому шагу и шороху за дверью, размышляет о жизни, испытывает страх. А при встрече со священником эта душа не просто выглядывает, она вырывается. Все слова, чувства, которые были внутри, превращаются в слова. Хорошо, что хотя бы в последние дни это случилось.
Книга о многом заставляет задуматься, и я вовсе не жалею, что потратила на нее время, но все же сильного влияния она на меня не оказала и в списке понравившихся мне книг места не заняла.
Камю обращается к безэмоциональному разуму, заставляя задавать вопросы типа "судят ли человека действительно за то, что он сделал или просто потому, что плохо к нему относятся? Ведь он не плакал на похоронах матери!" Знаменитый процесс над Pussy Riot из этого же разряда или всех тех, кого сейчас судят за репосты вконтакте.
Может просто не ваш автор, попробуйте еще "Чуму" как-нибудь, если хотите продолжить знакомство с Камю.
@Shishkodryomov, да, меня тоже больше всего поразило, что смертный приговор ему вынесли по большому счёту из-за того, что он не плакал на похоронах, как должно, что совершенно не относилось к самому процессу.
Я тоже, если честно, не поняла восторгов по поводу книги.
@Shishkodryomov, да, спасибо, "Чума" у меня как раз в планах.) Вот и проверю, может, действительно не мой автор.
@lyuda333, по моим наблюдениям формой мышления на Камю похожи (только формой) Флобер, Мопассан, Моэм, Теккерей