Рецензия на книгу Мастер и Маргарита от Shishkodryomov

написал рецензию21 октября 2017 22:01
Оценка книге:
10/10

Рецензию на "Мастер и Маргариту" хочу посвятить тому, что считаю в этом романе самым важным. Из-за немаленького объема придется пока ограничиться этим, поэтому, если кого-то религиозная тема не интересует, то ничего иного в этом отзыве он и не найдет.

Никто не станет отрицать того факта, что Дьявол всегда противопоставляется Богу. Бог - есть абсолютное совершенство во всем и Дьявол, соответственно, абсолютное несовершенство. Если утрировать, то Бог - Сила, а Дьявол - Слабость. Бог - Честность, а Дьявол - Ложь. Бог - Добро, а Дьявол - Зло. И т.д. Все бы было ничего, но в реальном мире понятия эти изначально неоднозначны. Где-то в высокородной диалектике мы можем себе представить некую вещь, способную развиваться до бесконечности, улетая куда-то ввысь, за пределы Вселенной. Где-то там, далеко-далеко эта вещь станет идеальной, совершенной и примет божественные очертания. Также и Дьявол нам видится огненной бездной, куда можно опускаться все ниже и ниже. А там все жарче и жарче. Некоторые любят погорячее. В реальном же мире перед нами нечто доброе и хорошее, то, что можно совершенствовать и совершенствовать. Нет предела доброте. Злобное же и плохое имеет в наших понятиях вполне реальные очертания, ибо этого мы боимся и предпочитаем знать его в лицо. То есть, Бог - нечто далекое и необъятное, а Дьявол - вот он, перед нами, он более-менее прост и понятен.

При подобных раскладах человек попадает в этом мир уже с какой-то частью закрепленного навсегда несовершенства, то есть - с дьявольской природой и ничего с ней ему уже не сделать. Другая же часть, способная развиваться бесконечно, так называемая "божественная" (точнее бы было сказать "стремящаяся к совершенству"), должна уравновесить или переполнить наш дьявольский вес и тем самым искупить нас в наших же глазах или глазах общества. Это кому как нравится. Представьте, что ночной наемный убийца днем работает хирургом, чтобы иметь возможность спасать невинные человеческие жертвы (а заодно и потренироваться во владении скальпелем) и спасать в том количестве, в каком он по ночам снижает баланс. Будет ли его добро иметь больший вес, чем зло? Может ли добро вообще быть базарным, где за пару бочек меда предлагают ложку особенного дегтя, того, что растворяется, не меняя цвета и вкуса меда?

Если помнить, что управляют нами наши слабости, а совсем не сильные стороны, то выходит, что потаенный смысл всех наших поступков имеет дьявольскую природу. Божественное на службе у дьявольского. Может ли быть иначе? Ведь иногда мы приходим к так называемому состоянию счастья, когда ощущаем собственную полноценность, нам хорошо и жизнь переливается всеми лучезарными красками бытия. В кругу единомышленников, рядом с людьми, поддерживающими нас, выразившими и разделившими наши и свои начинания в чем-либо, будь то научная статья, литературщина или каменное изваяние, наконец, ощутившими духовную близость где угодно, с кем угодно, когда угодно. Наше несовершенство куда-то скрывается, не беспокоит нас. Но оно есть. Суслик есть, он никуда не делся. Мы лишь обманываем себя, обманываем вместе с кем-то, ибо обманывать вместе проще, у нас появляется вера в собственное совершенство, которое на самом деле выливается лишь в более качественную службу божественного на службе у дьявольского.

Человек, что скрывает свои слабые стороны, скрывает свою дьявольскую принадлежность. Человек, что выставляет свои слабости напоказ, проповедует массам дьявольское учение. Человек, что давит на других своим предполагаемым совершенством, провоцирует и способствует возникновению новых дьявольских очагов возгорания. Ни одна религия не преподносит нам Бога, а подсовывает так называемого Сына Божьего. Оно и понятно, ибо люди в любом человеке тут же найдут недостатки, а Бога никто не должен лапать своими клешнями. Сын же Божий, с него спросу меньше, он может иметь и слабые стороны, и сильные. Слабые стороны Божьего Сына религия всячески прикрывает, обманывает людей, придумывает всякую волшебную чепуху. Этот обман и разумен, и предсказуем. Если бы тот же Иисус не ходил по воде и не доставал из-за пазухи еду для целого народа, то как бы люди поверили в его божественную принадлежность. Если бы Будда не воспылал вдруг ни с того, ни с сего любовью ко всему живому на земле (а по идее ему должно было быть на всех начхать, ибо единственное, что занимает буддиста - это приход индивидуальной нирваны), то как бы он мог привлечь внимание абсолютно всех на отдельно взятом континенте.

Таким образом, религия посредством Сынов Божьих несет нам человеческую основу со всеми ее недостатками. По сути, отдельно взятая религия несет нам какую-то часть (как можно большую) совершенной божественной основы (разумеется, от этой основы ничего, как от таковой, взять нельзя, можно лишь задать направление), сдобренной хорошим куском дьявольской составляющей. Последнее всячески закамуфлировано и спрятано от глаз, но всегда находится богохульниками без проблем. Бог же непогрешим и найти у него недостатки невозможно. До тех пор, пока Богу будет даваться какое-то человеческое выражение, он не сможет удовлетворить абсолютно все человечество. Эта часть божественного выбирается инициаторами религии по той причине, что они в ней разбираются наилучшим образом, а потому она им наиболее выгодна. Но что им делать теперь с Дьяволом, ибо они не могут признать наличие дьявольского в Божьем сыне (да, к тому же, они эту дьявольскую часть спрятали и всячески от нее отказываются)? Самое время вспомнить о том, что осталось в божественной основе и что они в силу узости мышления любого человеческого мозга не смогли притащить в свою религию. Эта часть выглядит самой ненужной, более того - она опасна, ибо ее может подобрать кто-то другой. Но есть очень простой выход. Ее выдают за Дьявола. И у религии будет много времени на то, чтобы придать этой части злокозненный и ужасающий вид, расписать наказания и меры воздействия.

Затем приходит другая религия, оттяпывает свой, несколько другой кусок от совершенной основы, куда частично попадает то, что предыдущая религия выдала за дьявольское. И начинаются бессмысленные и бесконечные войны. Но что же при этом делает Дьявол? А Дьявол сидит и смеется. Он остался при своих, его, в силу ханжества, личных амбиций, лжи - в силу человеческого несовершенства, вообще забыли. Им обозвали самого Бога и сами же с собой воюют. Так можно ли Дьявола называть таковым и есть ли он в принципе в человеческом обществе в таком виде, в каком принято его видеть?

Теперь значит, что сделал Булгаков. Он изобразил нам Дьявола человеческого. Использовал его как противовес сыну Божьему и сын Божий у него получился не совсем такой, каким его привыкли видеть все православные. При этом же Божественная основа осталась прежней. Сие вызвало недовольство лишь небольшой части паствы, ибо в основном никто ничего не понял из--за литературной формы произведения и общей незамутненности сознания верующих. По аналогии с Богом, Дьявол не может иметь человеческого воплощения. Даже чисто математически. Если вы глумитесь над Дьяволом, то вы глумитесь и над Богом. Бог и Дьявол - две крайности. По существу Булгаков предложил свой вариант христианства, но его Га-Ноцри очень похож на Иисуса. Но таковым не является. Вспомните хотя бы его "Любая власть - есть насилие над личностью". Сие никак не вяжется с православным смирением.

Вероятно, "Мастер и Маргарита" была выходом для какой-то части человечества и самого Булгакова, ибо православная вера записала их в ту самую часть, что с успехом выдает за дьявольскую. Но, если вы изобразили Дьявола в человеческом воплощении, то по аналогии должен быть и Бог. Если вы превозносите Бога где-то в райских кущах, а Дьявол при этом вот он, бегает рядом в грязной ночной рубашке и подвергается критике, то вы и себя причисляете к лику Божьему. Привет вам всем, обуреваемым гордыней, празднословием и летающим в мечтах о вечном. Всякие же архаичные ссылки на то, что Дьявол прятался под кроватью у Каина до тех пор, покуда Авель не наступил ему на хвост, воспринимаю как очень старый прикол в рамках фекалий слоненка, которого по чистой случайности занесло в палеозой и он там чудненько сохранился, опившись кока-колы.

Но, сразу бросается в глаза то, что дьявольская свита получилась у автора не отрицающей Бога, а изъятой откуда-то из Божественной основы. Ни у кого нет сомнений в собственных симпатиях и симпатиях самого Булгакова по отношению к Фаготу, Бегемоту, даже Азазелло. В этом отношении и на основании всего вышесказанного Булгаков абсолютно прав (с ним бы согласился и Ф.М.Достоевский) - дьявольское в нас, это часть нас самих и врагов нужно держать еще ближе. Даже если они враги.

@bedda21 октября 2017 22:16

Мне Воланд показался не творящим зло, а скорее воздающим по заслугам. Антипатии он точно не вызвал, скорее наоборот. А Бог вообще иногда мне видится одним моим знакомым Геной, который завёл аквариум, запустил в него всяких рыб, включая пираний, и наблюдал из-за стекла за в своём роде борьбой добра и зла)

Ответить

@bedda, поскольку Воланд изображен человеком, то он может нравиться, может не нравиться, может оставлять равнодушным. Хорошо написанный Дьявол дает больше шансов понравиться)) Обычно его изображают чем-то устрашающим и мерзким, но показывают только издали

Ответить

@bedda, а насчет Гены, если вы о том, о чем я думаю, то я согласен. Но это наш субъективизм

Ответить

@neveroff21 октября 2017 23:59

@bedda, бог и дьявол это ведь всего лишь термины, так ведь? За ними может находиться какая-то мощная сила, а может и ничего. А может и Гена с аквариумом, почему нет?))

Ответить

@neveroff22 октября 2017 0:03

@Shishkodryomov, риторический вопрос: почему тема религии так важна в книге? Потому ли, что Булгаков страдал, что коммунисты уничтожили эту грань культуры? Или потому что видел в религии обязательный элемент нравственности? Или это уловка при последней корректировке, ведь в ранних версиях Пилат и Иешуа фактически отсутствуют...

Ответить

@neveroff, не думаю, что он страдал. Напротив, воспользовался моментом, чтобы сформулировать свое. "Воспользовался", конечно, условно, ибо МиМ при его жизни так свет и не увидела. Создал свой, нежертвенный, себе на уме, образ Христа. Поиск своего Бога - это то, к чему приходит каждый в том или ином виде. Стремление к совершенству заложено в каждом, даже если совершенство он видит в уродстве. Но Бог-совершенство не мог создать такого несовершенного человека)))

Ответить

@bedda22 октября 2017 0:49

@neveroff, да, пожалуй, вы правы, термины каждый может трактовать по-своему, и множество религиозных течений этому тоже способствует) В моем представлении дьявол- это синоним чистого зла, то есть зло ради зла, голдинговская "тьма" или "зверь". Бог по идее должен быть противоположностью, чистое добро и свет, это если о термине. А если о Боге, как о создателе, то тогда особенно приятно было бы думать, что он по-отечески печётся о своих подопечных. Но факты за то, что Гена))

Ответить

@bedda22 октября 2017 1:01

@Shishkodryomov, вот точно, он создал своего бога, который представлен не одним только Иешуа, но и Воландом в том числе (собственно, вы об этом и написали, что "свита изъята из божественной основы")

Ответить

@bedda, лично мне такой образ бога и дьявола более интересен)) Булгаковские герои кажутся чем-то близким и понятным. Кроме Маргариты, которую я вообще не вижу

Ответить

@bedda, если быть точным, то он создал не Бога, а всего лишь сына Божьего))

Ответить

@bedda22 октября 2017 1:17

@Shishkodryomov, все правильно, потому что в таком виде бог воздаёт по заслугам на земле, а не в каком-то мифическом загробном мире. То есть такой бог справедлив здесь и сейчас, это понятно, и это подкупает

Ответить

@bedda, да, при условии, если такой образ устраивает) Если нет, то можно поискать другую конфессию, где сын божий немного иной. Правда раньше подобного выбора не было

Ответить

@bedda22 октября 2017 1:30

@Shishkodryomov, булгаковский вариант конфессии мне понравился))

Ответить

@bedda, много общего с Достоевским, его тоже мучал подобный вопрос. В итоге он скорректировал свое понятие веры, хотя и признал его не совсем правильным. То есть, как человек интуитивный, он не чувствовал себя 100-процентно православным. Если бы еще без нравоучений в "Братьях Карамазовых"))

Ответить

@neveroff22 октября 2017 10:21

@bedda, "чистое добро" и "чистое зло" лично меня не устраивает. Тогда уж пусть лучше Гена!))

А вообще моя сумасшедшая теория отличается от конфессий. Мне видится, что каждый из нас - людей, животных, растений, планет, звезд и т.д. представляет собой молекулу (или клетку) одного огромного организма, который и именуется богом. А дьявол - тоже часть "организма", в виде аналогии раковой клетки или вируса.
И этот-бог-организм не добрый и не злой, он просто есть и о нас даже не задумывается.
Мы ведь не задумываемся сколько умерло легочных клеток, когда делаем затяжку? И не задумываемся, почесав левую пятку, что для микробов устроили ураган Карина. А какой всемирный потом устроили бактериям во время принятия душа? И поехав в санаторий и попив минеральную водичку мы сделали хорошо себе любимому, а не позаботились о клетках желудка и почек, которым наконец-то досталась полезная вода, а не условная кока-кола...

Вот как-то так))) Пытался это как-то раз объяснить "пастырю божию", правда, не православному, а протестантскому. Может именно из-за конфессии анафеме он меня не предал, но лапка к номерку 103 на телефоне тянулась, я видел.)))

Ответить

@neveroff22 октября 2017 10:31

@Shishkodryomov, ну может "страдал" это я загнул. Я подсознательно люблю утрировать... Но то, что Булгаков резко негативно относился к антирелигиозной пропаганде это вроде бы факт.

И еще момент: "Мастер и Маргарита" не только не выходила при его жизни, но даже и не была составлена в том виде как мы ее сегодня читаем. Вы же это знаете наверняка. Жена (которая вероятный прототип Маргариты) надергала кусков из разных вариантов романа и составила МиМ. А у Булгакова менялись и имена (того же Мастера звали Поэтом), и события, и сюжет и количество религиозной тематики. Поэтому большой вопрос насколько важен Пилат и Иешуа были по задумке самого Михаила Афанасича... По крайней мере в Великий канцлер они только тема для разговора, не более того...

Ответить

@neveroff, достаточно одного образа Воланда, чтобы изобразить нечто противоположное. Со стороны, конечно, сложнее, но каждый человек примерно знает - как выглядит его недруг)) В итоге мы имеем МиМ, которая уже существует отдельно от Булгакова. Скорее всего - да, тема религиозная не преобладала в других произведениях Булгакова. Но ее слишком часто поднимают читатели. Потому, что она в таком виде привлекательна для людей. У Булгакова, конечно, явная христианская направленность. Но с точки зрения логического экзистенциализма всегда хочется его точку зрения обосновать. И у вас тоже в высказываниях ранний Сартр по принципу "богу нет до нас никакого дела")) Действительно, бог - это некое понятие совершенства и этого достаточно, потому что все остальное для себя выдумали религиозные течения.

Ответить

@neveroff22 октября 2017 18:11

@Shishkodryomov, я говорил не о других произведениях, а о первом полужесткокрылые версия МиМ...

Ответить

@neveroff, а я говорил, что, если бы тема религии была настолько важна для Булгакова, то она бы так или иначе была во всех произведениях.

Ответить
Похожие рецензии
@krotov Юрий Кротов 11 октября 2013
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» без всякого сомнения является одним из самых спорных и вместе с тем одним из известнейших произведений классической русской литературы. ...Читать далее
@alexmans 4 декабря 2013
Безусловно, книга «Мастер и Маргарита» великое произведение, которое требует вдумчивого чтения, а лучше и перепрочитывания. Тем более, если послушать отзывы людей читавших эту книгу, то ...Читать далее
@berseker 5 декабря 2013
Книга конечно очень известная и популярная, но я к великому своему стыду, не прочел данное произведение в юношеские школьные годы. И как потом понял, правильно ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт