Рецензия на книгу Зов Ктулху от Deadman
Впервые с названием «Зов Ктулху» я столкнулся более 20 лет назад при прослушивании второго студийного альбома Металлики, одна из песен которого носит сходное название: Call of Ktulu. Большого всплеска любопытства это странное имя у меня тогда не вызвало – да и источников информации было тогда значительно меньше, чтобы отыскать за 5 минут максимум сведений по мало-мальски заинтересовавшему вопросу, - хотя и запомнилось. Запомнилось настолько, что 10 лет назад одной из последних моих покупок книг на бумажном носителе стал сборник рассказов Говарда Лавкрафта. Тогда из всего сборника я прочитал только первый рассказ, а потом по каким-то причинам, которые сейчас уже не могу вспомнить, отправил книгу на полку, где она и стояла всё это время в ожидании своего часа. Объявление конкурса рецензий на страшные или мистические рассказы и оказалось тем самым часом.
«Зов Ктулху» написан в виде журналистского расследования, построенного на основании записей дяди рассказчика, продолженных самим автором. Здесь нет диалогов и пространных описаний происшедшего – похоже, это не предполагается выбранным для произведения стилем изложения. Есть факты и попытка передать ужас, связанный с появлением Ктулху. Попытка, которая, на мой взгляд, в полной мере не удалась автору.
По завершении чтения книжка откладывается в сторону без передергивания от страха при воспоминаниях о том, что только что прочитал. Хотя в ней и предвосхищается смерть человечества, поскольку проснувшиеся Властители Древности научат людей новой религии, при которой те полюбят вкус крови и станут убивать друг друга. А до той поры каждого подошедшего близко к знанию о Ктулху убьют жрецы таинственного древнего культа. И к такой участи готовится рассказчик, понимая, как много ему, не состоящему в этом культе, удалось узнать.
Следует ли миру знать о том, что его уничтожит? Да и, если даже таковое знание будет даровано, воспримут ли его как истину люди, которым в последние десятилетия практически ежегодно обещают конец света? Люди могут писать песни и сочинять музыку, и, может быть, однажды, когда где-то будут перебираться струны гитары, наигрывающей спокойное вступление «Call of Ktulu», древний город Р'лайх поднимется из морских вод, и в снах способных к телепатии людей прозвучит «Ктулху фтагн».