Рецензия на книгу Упадок и разрушение от bedda
Не читайте аннотацию к этой книге, тут не будет декадентских историй из жизни аристократов или богемы. Здесь будет жёсткая сатира на английское общество между двумя войнами, церковь и государственные институты, вроде судебной и исполнительной систем.
Первой под раздачу попадает система образования, как поставщик кадров для всех остальных.
Главный герой Поль - студент престижного закрытого учебного заведения, которого отчисляют за непристойное поведение. Что делает такой недоучка? То же, что и все в таком случае: идет работать учителем в школу. И это принятая практика. Потому что цель учителя - не научить, и даже не воспитать, а сдерживать проявление буйных инстинктов учеников.
Сам Поль как раз является продуктом такого подхода. Безразличный, аморфный, пассивный и пресный.
Даже автор называет протагониста лишь тенью главного героя, потому как ничего в романе не происходит по его воле, а лишь по стечению обстоятельств. Жизнь бросает его туда-сюда, и он покорно следует за потоком, не пытаясь ничего изменить. И лучшим временем его жизни он считает месяц в одиночке, где почувствовал себя по-настоящему свободным. Свободным от принятия решений в первую очередь, пусть бы это было даже такой мелочью, как ежедневный выбор галстука. Именно к такой жизни привык студент закрытых школ, где существует заведённый кем-то распорядок и не надо особо ни над чем думать, главное - следовать правилам.
"Каждый, кто побывал в английской школе, без труда освоится и в тюрьме."
А что же те, кто доучился? Они как раз представляют лучшую, образованную часть английского общества. Но главный принцип их деятельности остаётся по сути тем же, что был вдолблен за годы обучения: соблюдение внешних приличий.
Не надо проявлять чрезмерное рвение, пытаться докопаться до истины. Выполняй непосредственные обязанности, не слишком усердствуя, скорее, делай вид, что работаешь, чем работай. Система в любом случае не выбросит на обочину выпускника престижного заведения.
Если же есть титул и деньги, то можно творить безнаказанно практически все, что угодно, система на все закроет глаза и уладит. Главное, опять-таки, соблюсти внешние приличия.
Представляю, что в 20-е годы такая сатира была очень актуальной, но по большому счёту, много ли изменилось с тех пор?
Ничего не изменилось ни в Британии, ни во всем мире. Система по прежнему любит тех кто послушно умеет прослыть. Неважно кто ты на самом деле...
А образование у них хотя бы не худшее...
@neveroff, я, к сожалению, ничего не знаю о современном английском образовании, но могу зато сравнить белорусское (а оно по организации не сильно отличается от советского) и итальянское. Так вот в бел. школе основной упор на дисциплину и номинальную успеваемость, то есть детей по большому счёту заставляют учиться и при этом не мешать учителям. В итальянской - никакой дисциплины, там настоящий дурдом, никто никого не заставляет. Но при этом условия созданы все, учебники вообще просто шикарные (с белорусскими некорректно даже сравнивать), так что если есть желание учиться, то не вопрос. Другое дело, что сознательных при отсутствии муштры не очень много))
@bedda, про итальянское образование не знаю, хотя знакомая отправила дочь именно туда учится - правда вокалу.))
основная проблема современного "нашего" (украинского, белорусского, российского) образования это то что экзамены в университетах можно сдать при желании альтернативным способом. За деньги короче. Я не говорю о вымогательстве. Но с большинством преподавателей можно договориться. В Британии этого нет. Ну и второй плюс - самостоятельный выбор предметов. Очень хорошая тема.
@neveroff, я в предыдущем комменте писала про школьное образование) А насчёт высшего - да, экзамены здесь сдаются не тет-а-тет с преподом, а перед всей группой, и времени на подготовку нет, равно как и билетов. Садишься, и препод у тебя спрашивает, что хочет, и какие угодно дополнительные вопросы задать может. А группа слушает, как ты отвечаешь. Правда, пересдавать можно сколько угодно, поэтому тут и бывают вечные студенты)