Рецензия на книгу Бесчестье от andres
Недавно я открыл для себя еще одну банальность. В каждой строчке произведения виден характер автора. Насколько мрачным и угнетающим выглядят строки романа, настолько нелюдимым интровертом мне кажется Кутзее. Говорят, он так и не появился на номинации Букера.
Из биографии автора можно узнать, что он затворник, не ест мясо, не пьет, не курит. Очень любит животных и является защитником их прав. Поэтому в "Бесчестье" очень много животных, которые показывают настроение романа - от мирной домашней идиллии до кровавого месива в вальерах.
А роман все равно про людей. Сюжет не имеет ничего общего с аннотацией, которая вводит в заблуждение. Он начинается истории профессора, это правда. Но бесчестье относится к другому.
Сейчас, смотря на роман с высоты прочитанных страниц, я могу сказать, что тут поднимаются темы, которых я еще не видел в других книгах. Например, никто еще не осмелился намекать на ксенофобию в природе каждого человека, неважно белый он или черный. Тема апартеида в Южной Африке затронута косвенно, но наглядно. Обычно на конкретных примерах все становится понятнее.
Роман не дает ответа ни на какие вопросы. Все персонажи живут своей отдельной жизнью. Ты можешь сказать: «Что ты, мудак, делаешь?», но от этого их поведение не изменится. И создается впечатление, что самому автору неважно, что будет с этими людьми. У каждого свои ценности, но практически все главные герои потерянные.
Непотерянными выглядят только злодеи и бандиты. Автор показал в них животную целеустремленность. Они не обременяют себя чувством вины, рефлексией о своем месте в жизни. «Кровь течет, потому что так надо», наверное, сказал бы один из героев. И тут краски желтых пейзажей Африки меняются берегом Дона, где творится тоже самое в станице Вёшенской. Мясорубка гражданской войны состоит из одних и тех же запчастей. Читал ли Кутзее «Тихий Дон»? Даже если и читал, писал он о том, что видел своими глазами.
Что мне напоминает это произведение? «Тихий Дон», фильм «Война» Балабанова, «Семь лет в Тибете», «Левиафан» Звягинцева, «Майор» Быкова.
Тут все персонажи слабые. И героев, в античном понимании этого слова, нет. Есть лишь трагедия в трех актах с безысходностью в качестве вишенки на торте.