Рецензия на книгу Посторонний от liu

написала рецензию18 декабря 2017 23:03
Оценка книге:
8/10

"Сегодня умерла мать. Или, может, вчера, не знаю".

Экзистенциализм, абсурд, бунт. Новая и долгожданная встреча с Камю, с его дебютной и потому особенной повестью. Короткая и написанная намеренно лаконичным, телеграфным языком, она оказывается полна красками и смыслами, которые как ветви разрастаются в разные стороны.

Посторонний, или Чужой, или Незнакомец. Образ, пускай и не новый по своему названию, но именно в исполнении Камю ярко выделившийся и укоренившийся в европейском (и, наверное, не только) сознании. Камю даёт ему имя - Мерсо. Смотря на Мерсо в общем и поверхностно, первое, что приходит в голову - странный, непонятный. Он выделяется из привычной социальной картины своим равнодушием и безэмоциональностью. Ему всё равно, кто будет его другом, женой, не важно, что умерла мама, ни имеет значения любовь и прочие чувства, ни чужие, ни даже свои. С общепринятой точки зрения на нормальность, герой несомненно будет заклеймён как псих, ненормальный и даже не человек. Каким-то образом герой оказывается не только не чувствующим, но и не особо мыслящим. Он говорит, что никогда особо не размышлял о своих чувствах. Перестают работать и декартовское Cogito ergo sum (мыслю, следовательно существую), и последующее расширение этой идеи в Sentio ergo sum (чувствую, следовательно существую).

Но не стал бы Камю писать целую повесть про безмозглого, бесчувственного персонажа. Пусть он и абсурдист, но его абсурд не так поверхностен. Автор создавал образ свободного человека, свободного от страстей, суеты, лишних и разрушающих эмоций, от иллюзий, отличного от вечно к чему-то стремящихся остальных. Но абсолютной свободы человеку, возможно, найти не дано, поэтому Мерсо видится персонажем мифическим. Получается что-то вроде мифа о постороннем, предшествуя мифу о Сизифе. Но все мифы растут из нашей человеческой сущности. И в этом утрированном образе практически каждый найдёт своё отражение, а вернее часть его.
Ведь чтобы понять Мерсо во всей полноте, нужно быть его копией. Но наш мир разнообразнее, а образ абсурден, и каждый индивид соприкасается с Посторонним только в определённых точках. И поэтому созданный Камю феномен находит своё продолжение уже в творчестве читателей, создающих множество интерпретаций и восприятий.

Последующие после публикации страшные годы 2-й Мировой и геноцида евреев не могли не дать новые размышления о значимом и популярном произведении. Толпы равнодушных людей, которые безропотно выполняя приказы, распространяли и потворствовали злу, вдруг нашли отражение в образе Мерсо. Конформизм, приспособленчество? Но даже конформизм подразумевает под собой стремление: стремление к безопасности, или, как например у Моравиа в "Конформисте", желание быть как все. Герой же не приспосабливается к действительности, потому что желает этого и не ради какой-то выгоды. Его приспособленчество к обстоятельствам носит неосознанный характер, а по сути своей он вообще бунтует, и бунтует настолько тихо, что это становится невозможно громким. Конформизм также предполагает ложь, прежде всего самому себе в виде создания вымышленной картины мира. Но и тут расхождение. Главный герой оказывается абсолютно не способным ко лжи. Он не солгал ни разу другим, но и себе также, так как Камю сделал его свободным от иллюзий.

Обостряя ситуацию и раскрывая образ Постороннего, автор решает поместить его в бездушную судебную машину. А там, как заявляет защитник Мерсо "всё вывернуто наизнанку". Суд сам становится театром абсурда, где начиная судить человека за убийство, выносит ему приговор "за то, что он не плакал на похоронах матери", за то, что пошёл смотреть комедию на следующий день после похорон, начал новые отношения. А это совсем небольшой шаг до того, чтобы начать судить за "мыслепреступление". Обнажая лживость судебной системы, ещё больше обнажается и отчуждённость героя, его одиночество и его противостояние равнодушному миру. Не все ли мы чувствуем то же самое в той или иной мере? Мир сваливает на нас обстоятельства, ставит в странные положения и ситуации и требует от нас нужной реакции, а потом судит за неё, а часто читает в наших мыслях и чувствах совсем не то, что там было на самом деле. Равнодушные судит равнодушного.

Самое загадочное для меня у Камю то, что несмотря на вроде бы пессимистичные сюжеты, на это явное ощущение одиночества в мире, противостояние его равнодушию, невозможность устранить зло, он продолжает вдохновлять. Так было с "Чумой", и так произошло с "Посторонним". Не смотря на заявление о том, что "жизнь не стоит труда быть прожитой", герой проживает её, осознаёт, более того он её чувствует, но не в рамках привычных понятий, а вне категорий нравственности, он примиряется с равнодушием мира и потому чувствует счастье. Герой повести не нравится, и, наверное, не должен нравится и не должен вызывать полного сочувствия, но многочисленные моменты узнавания в этом мифе нашей реальности, делает его неотъемлемой частью нас самих. Примирение с этой частью, как и с чувством отчуждённости, возможно и есть шаг к свободе и к счастью.

@neveroff18 декабря 2017 23:43

помню, что мне очень понравилось, но уже не помню почему...

"несмотря на вроде бы пессимистичные сюжеты, [...], он продолжает вдохновлять"
а может это даже не столько вдохновение, как предложение посмотреть на стандартные вещи по иному? и от этого и ощущается вдохновение, ведь открываешь в себе что-то новое?
Думать камю точно заставляет. правда я только это и Чуму читал. Но мне кажется уже достаточно, чтобы быть ему благодарным))

Ответить

Таня (@diachenko)18 декабря 2017 23:45

@neveroff, а я помню, как сцепилась из-за этой книги с одной девушкой. Топала ногами до последнего) Эх, было время!

Ответить

Людмила (@liu)19 декабря 2017 0:15

@neveroff, в итоге всё равно же вдохновение) Да, заставляет думать много, я уже два дня думаю после прочтения, экранизацию даже посмотрела, и как-то ожила даже от таких размышлений. Мы в консе на уроках философии очень подробно проходили его миф о Сизифе. Так подробно, что я уже всё забыла напрочь, только помню, что там было много про самоубийство. Вот собираюсь как раз следом его перечитать. Предпраздничные деньки с Камю)
@diachenko, а в чём суть спора была?

Ответить

Nyut Bary (@nyut)19 декабря 2017 0:39

Так и жду, что Алина напишет тебе про фильм из рулетки)) или правильно жду?

Ответить

@neveroff19 декабря 2017 0:46

@diachenko, о да, я помню, зарубы были еще те. Ты еще про братушек Гримм воевала неслабо. Правда, на темной стороне)))

@liu, я имел в виду, что это не он вдохновляет, а мы сами вдохновляемся, получив от него пинок - откуда смотреть надо. Как-то я косноязычен в последнее время, не могу объяснить, что думаю.))

А про похождения Танечки в юности можно тут почитать, в комментариях:
http://readly.ru/review/6975/

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)19 декабря 2017 4:36

@Nyut, я могу)) "Где бы ты ни был" (2011) Паоло Соррентино с изумительной ролью Шона Пенна

Ответить

Nyut Bary (@nyut)19 декабря 2017 8:03

@cupy, супер! тоже возьму себе на заметку))

Ответить

Nyut Bary (@nyut)19 декабря 2017 8:05

@liu, на меня посторонний в начале действовал угнетающий, но в тюрьме случился катарсис и просветление, он будто проснулся и заметил жизнь, и я вслед за ним (если я ничего не путаю)

Ответить

Nyut Bary (@nyut)19 декабря 2017 8:09

@cupy, (небольшой оффтоп) Алина, очень нравится выбор писателя! Утро с образом Донны Тарт бодрит и вселяет веру в возможность прочитать много всего «толстого», если не в ближайшее время, то хотя бы в некой перспективе. А такая вера мне осень нужна)

Ответить

Таня (@diachenko)19 декабря 2017 9:42

@liu, в рецензии героя жалели и защищали, а я - нет

Ответить

Джеймс Кот (@andres)19 декабря 2017 10:27

Рецензия шик. Нашел много интересного, чего сам не заметил. Я даже не задумался о конформизме и ссылке на нацизм.

Еще Камю называли "Совестью Запада", кстати. А Мерсо у него, видимо, любимое имя. У него есть похожий персонаж.

Ответить

Людмила (@liu)19 декабря 2017 11:09

@neveroff, если так на это смотреть, тогда в принципе никто нас не вдохновляет, а мы сами от чего-то вдохновляемся) И большое спасибо за ссылку, @diachenko, очень любопытная беседа там получилась, правда, героя там не жалели всё-таки, скорее через героя старались понять философию Камю, но мне понятны обе позиции.

Ответить

Людмила (@liu)19 декабря 2017 11:47

@Nyut, а у меня сначала рука дернулась киноотчёт влепить в конце рецензии, так как экранизацию посмотрела. И вот ты для меня неожиданную рулетку выбила)))
@cupy, любопытное кино и с пальмовой ветвью - мне записать его в тот список из 5 фильмов, который у тебя попросила? По поводу экранизации "Постороннего" от Лукино Висконти с Марчелло Мастроянни и Анной Кариной - удивительно точная, прям по книге снимал, кино для тех, кто любит чтобы всё по сюжету было. Но не шедевр, просто добротный и качественный фильм)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)19 декабря 2017 11:56

@liu, не, там будет там)) А тут @Nyut побудила именно к этой книге дать совет. Хотя фильм много-много раз вспоминался, потому что несколько лет был у меня любимым, когда только посмотрела

Ответить

Людмила (@liu)19 декабря 2017 11:58

@andres, да, я видела твои рецензии, целых 2 =) Спасибо! У меня вчера аж голова трещать стала из-за того, что не могла вместить в рецензию все мысли, которые были. Уж очень много всяческих деталей, которые заставляют задумываться и строить новые предположения. Насчёт конформизма, это наверное последствия чтения Моравиа. Но Камю всё же писал вне понятия конформизма, пожалуй, то есть не наделял им персонажа.

Ответить

Людмила (@liu)19 декабря 2017 12:01

@cupy, ого, из любимых даже? В ближайшее время посмотрю, у меня у Вани очередная поездка, так что очередные вечера с фильмами в одиночку)

Ответить
Похожие рецензии
@lyosya Lyosya 16 декабря 2013
Книга написана читабельно и просто, текст поглощается легко и оживленно. Но сюжет скорее разочаровал. С первых строк просматривается некая туманность безразличия к жизни. Равнодушие Мерсо ...Читать далее
@ruslanmegadeth Руслан Бондаренко 17 февраля 2014
Творчество Альбера Камю — это потрясающее сочетание художественной литературы и философии. Не буду скрывать, что Камю — один из моих любимых писателей. Роман «Посторонний» стал ...Читать далее
@maria_sha Мария Уланова 24 июня 2014
Книга удивила меня, в особенности главный герой, но как можно быть таким равнодушным ко всему, в особенности к смерти своей мамы. "Бездушность"! Очень необычный подход ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт