Рецензия на книгу Древо Иуды от lin_kis
“Кто без греха, пусть первым бросит в нее камень.” Евангелие от Иоанна (гл. 8, ст. 7)
Вот чего я не люблю, так это когда автор берет меня за шкирку, как лопоухого щенка, и начинает тыкать носом в какие-нибудь поступки и обстоятельства своих собственных персонажей: “нельзя так делать, нельзя, кто тут плохой мальчик?”. И вроде ненавязчиво так тычет, но ощущения не слишком приятные, за тебя всё решили, всех оценили, все по местам расставили, появляется вопрос “а я-то здесь зачем, по эту сторону текста?”
Это вторая, прочитанная мной, книга Кронина, первой была “Замок Броуди”, и, надо заметить, книги совсем разные по стилистике и настроению. Никаких тяжеловесных языковых конструкций и удушливой, ядовитой атмосферы в “Древе Иуды” нет, наоборот это воздушная и, скажем так, “легко заходящая” проза. География также не в пример шире, тут и морское путешествие в Калькутту и поездки по Европе, место действия неоднократно меняется по ходу сюжета, и описано все это вкусно, с эффектом присутствия. В первой же главе нас знакомят с комфортной, обеспеченной жизнью главного героя, мистера Мори, в симпатичном швейцарском местечке, а затем повествование возвращается в прошлое, и мы можем увидеть, как герой “докатился” до жизни такой. Уже из названия и аннотации понятно, что было в жизни героя какое-то предательство, не просто так благополучие на него свалилось. И именно потому что предательство так явно анонсируется, мне, из простого чувства противоречия, хочется немного заступиться за героя.
У Кинга в “Противостоянии” было: “не такой уж ты симпатичный парень, Ларри”, в этой книге мне хотелось сказать “не такой уж вы мерзавец, мистер Мори”. Была, конечно, изначально в герое некоторая гнильца, и то как он поступил со своей возлюбленной, не слишком благородный поступок. Он бесхребетен, ведом, самовлюблен, ищет удовольствий и легкой жизни, постоянно ищет оправданий своим слабостям и порокам, а теперь давайте посмотрим по сторонам, на окружающих нас людей, тут главное ненароком в зеркало не заглянуть… Проблема героя, собственно, состоит в том, что он прекрасно понимает, кто он такой, какое-то нравственное начало живо в этой душе, заросшей жирком и плесенью. Все прекрасные порывы и устремления заканчиваются столкновением со слабостью характера и неспособностью противиться искушениям, а в итоге трагедией. Довольно забавно требовать от такого человека, что он изменится, поэтому о втором шансе, данном ему автором, читать мне было не совсем интересно, сразу ясно, чем дело кончится. И да, если у Кронина в начале появилось Иудино дерево, рано или поздно оно выстрелит.
Неожиданно для самой себя, я нашла некоторое сходство в стилистике Моэма и Кронина (конкретно “Древо Иуды”), но за что я люблю Моэма - никогда он мне свою точку зрения не навязывал, никогда с его книгами я не чувствовала себя нашкодившим щенком. На мой взгляд, истина приносит пользу, если попадает в организм читателя в свеженьком виде и усваивается там собственными силами ума и души, а если тебе её разжевали и уже частично переварили, это не по мне.
#Пис1_1курс доп. 2 МоэмVSКронин
Нравоучает, значит?
@Nyut, есть маленько)
@lin_kis, а по мне так не нравоучает) по крайней мере, меня не нравоучил) Просто Кронин очень серьезно относится к делу и к персонажам
Кстати, именно после этой книги и "Бремя страстей..." у Моэма, я начала замечать схожесть авторов.