Рецензия на книгу Осиная Фабрика от MajaKokosova
Мне не было мерзко читать про личинок и пух пупочный – за книгой я, не давясь, ела мармеладных мишек (жаль, не червячков, было бы поэтически правильно). Я не возненавидела персонажей, изощрённо убивающих братьев и поджигающих собак. У меня не возникло сочувствия к их физическим и умственным травмам. Я никак к ним не относилась, потому что ни один из этих образов не был равен сам себе: все они были чем-то другим, метафорами, символами чего-то. «Осиная Фабрика» – это не история о Фрэнке Колдхейме. Это притча.
Кажется, что в ней символично всё, начиная с говорящей – а как иначе? – фамилии главного героя (Coldham – холодная ветчина). Ничто здесь нельзя воспринимать буквально, как и в библии, к которой постоянно отсылает автор. Сюжет книги завязан на поиске бога. Его ищет Фрэнк, подражая брату в «религиозный период», и его ищет читатель, пытаясь разглядеть, кто из персонажей его воплощает. Мать Фрэнка – мать-природа, материя. Брат Эрик – ангел, Фрэнк сказал это прямым текстом. Себя он сравнивает со стихией, той, что безразлично исполняет волю мира – Осиной Фабрики. Богом закономерно оказывается его отец, и именно таким, в которого он верит, – богом-обманщиком. Старший Колдхейм врёт ему ради забавы, давая понятиям ложные определения. Но главный обман, самое важное для Фрэнка определение – «кто я?», – ему предстоит раскрыть.
Даже досадно, когда автор сам говорит, что «вся наша жизнь состоит из символов», и объясняет то, до чего должен дойти читатель, пусть бы его интерпретация и могла оказаться иной. Но он оставляет нам главный символ – Осиную Фабрику. Нам решать, что она такое: суд, судьба или весь мир, в котором мы неосознанно выбираем, какой смертью умереть. И это всё, что мы можем выбрать, ведь любой жизненный путь, любой коридорчик Фабрики ведёт к смерти.
И остаётся только определить: я – это я? Или только оса в циферблате?
P. S. #самсебедекан (зоология)