Рецензия на книгу Через много лет от bedda
#самсебедекан (Лингвистический факультет)
Роман написан в 1939 году, но во время чтения меня не покидало ощущение, что описываются наши дни, настолько все актуально: на каждом шагу реклама, из каждого утюга - слова-слова-слова, за которыми припрятана единственная цель - сформировать внушаемое общество потребления, где критерием счастья и успеха являются деньги и положение в обществе.
Джо Стойт - пример именно такого успеха, миллионер, владелец заводов-газет-пароходов, объект зависти неудачников и восхищения старлеток. Мегаломан с чудовищным вкусом, дразнимый в детстве Квашней, а теперь панически боящийся умереть, почему и взявшийся финансировать исследования доктора Обиспо, в надежде заполучить эликсир молодости.
Доктор Обиспо - оппортунист и прожженный циник, который беззастенчиво играет на слабостях Стойта и его "детки" Вирджинии, даже не скрывая этого.
Сама Вирджиния Монсипл - типичный продукт общества потребления, искренне восхищающаяся стариком Стойтом, он ведь достиг вершин, к которым побуждает стремиться реклама, школа, мама и соседка. И к тому же может обеспечить ей гламурную жизнь, как в глянцевых журналах.
Вирджиния ещё и католичка, но это громко сказано. К религии она относится в полном соответствии со своим мировоззрением и образом жизни -- гламурно-потребительски.
В замок Стойта для работы с документами приглашён Джереми Пордидж, которого можно охарактеризовать словами проницательного Проптера: "Взять неверующего христианина <..> и остатки стоика; тщательно перемешать с хорошими манерами и старосветским образованием, добавить немного деньжат и варить несколько лет в университете. Получится блюдо под названием «ученый и джентльмен»."
Главная цель такого ученого - это собственная спокойная приятная жизнь среди книг и тонких мыслей, культура ради культуры. Он с удовольствием роется в архивах, дневниках, читает, наслаждаясь хорошим слогом. От внешней суеты и проблем он закрывается в этом книжном мирке, только здесь ему по-настоящему комфортно. В реальной жизни он не пожелал озаботиться даже созданием семьи, продолжает жить с маменькой (зачем жена, когда "хорошо написанное порнографическое сочинение восемнадцатого века лучше всякой Монсипл.” К тому же есть ещё и бордель по пятницам.)
Сюжет в романе не самый фантастический, и действия не так и много. Но Хаксли читают, пожалуй, не за этим.
Свои рассуждения автор высказывает, введя в повествование философствующего мистера Проптера. Он тоже занят поиском вечности, как и Стойт, но вечности не телесной, а духовной.
На этом противопоставлении, пожалуй, построен основной посыл произведения: читателю предлагается поразмышлять над смыслом человеческого существования, над тем, что считать бессмертием, вообще над тем, что такое человек, что такое Бог (Мироздание, Высшая энергия, Творец - называйте, как больше нравится), как найти дорогу к нему, к единению с ним.
П.С. Порадовал финал романа, особенно последняя реплика Джо Стойта)