Рецензия на книгу Клуб Дюма, или Тень Ришелье от bedda
#БК_2018 (13. Книга, в названии которой есть слово на букву Р.)
Я не очень помню, при каких обстоятельствах эта книга оказалась в хотелках, с учётом того, что имя Артуро Перес-Реверте мне совершенно незнакомо.
Поэтому открыла её с долей сомнения, решив дать автору шанс страниц в десять.
Уже на первой странице, выражаясь словами главного героя, акции "Клуба Дюма..." быстро поползли вверх. Причиной тому стал труп, подвешенный на шелковом поясе и вращающийся вокруг собственной оси со скоростью, обратно пропорциональной скорости роста акций. А после того, как под несчастным (на той же первой странице) был найден открытый "Виконт де Бражелон" с выделенным куском текста, сомнений больше не осталось. "Труп + книга с возможным ключом-разгадкой -- кто ж устоит против такого", - подумала я и с головой погрузилась в чтение.
Сюжет очень увлекательный. Вдвойне интереснее было читать потому, что только накануне обсуждалось "Имя розы" с @neveroff , а Перес-Реверте сочинил свой роман, я уверена, будучи абсолютно точно вдохновлённым произведениями Умберто Эко. В книге и прямые отсылки к нему, и упоминание Вильгельма Баскервильского, и сама интрига очень в стиле интеллектуальных детективов Эко: тайное Знание, зашифрованное в древних книгах и манускриптах, ради обладания которым можно пойти на многое.
Кроме Эко, чувствуются и другие авторы-вдохновители. В первую очередь Дюма-отец, конечно, что очевидно из названия. Сюжетная линия с его рукописью была мне интересна главным образом в связи с подоплекой создания "Трёх мушкетёров", а также с вереницей локаций, упоминаемых в романе Дюма и используемых в "Клубе...". Я любитель литературных путешествий, а тут едва ли не готовый туристический маршрут по следам Д'Артаньяна, его прототипа и самого Александра Дюма.
Кстати, развязка этой сюжетной линии давала однозначную аллюзию на один из известнейших детективов Агаты Кристи (не скажу, какой, а то будет жирный спойлер).
Вообще, роман пестрит ссылками на многие произведения и писателей. Перес-Реверте все-таки довольно гуманен: в большинстве случаев он поясняет неискушенному читателю, кто автор цитируемых в тексте отрывков, или откуда взялись те или иные сравнения и аналогии.
Умберто Эко, например, может подробно описать устройство библиотеки в аббатстве, и только тот, кто читал соответствующий рассказ Борхеса поймёт, что она целиком взята оттуда.
В "Клубе...", кстати, рассуждения Бориса Балкана о том, что "читатель формируется из того, что он прочел раньше", перекликаются все с тем же Умберто Эко и его многоуровневыми романами. Писатель вкладывает свой смысл в написанное им, а читатель может интерпретировать по-разному его произведение, от элементарного уровня, то есть попросту погружаясь в сюжет, до "продвинутого", угадывая все аллюзии. Однако Балкан говорит также, что такой читатель может увлечься интертекстуальными связями и найти то, чего, возможно, и нет. И здесь мне видится отсылка к одному интервью с Умберто Эко, где он говорил, что читатель имеет право на собственную интерпретацию его романов, однако, если такие выводы будут противоположны тому, что имел ввиду сам Эко, то он тоже имеет право настаивать на своём видении собственного текста.
Хотя, может быть, ничего этого нет, а я тоже увлеклась интертекстуальностью?)
В любом случае, за интригу и все эти переплетения с ранее прочитанным - девятка, получила удовольствие.
Если не ошибаюсь, они дружили. По крайней мере были точно знакомы. И мне кажется, что похожи их книги. Ну, может Реверте чуть более гламурный))
Если действительно понравилось, то рекомендую его же Фламандскую доску.
Отсылки к Эко - это интересно, возьму на заметку)
@neveroff, о, спасибо! Не знала о факте дружбы, это многое объясняет. Мне даже не хотелось бы их сравнивать, каждый хорош по-своему) Беру Фламандскую доску на заметку
@dpakoshka, просто бросаются в глаза)
@bedda, а я уже час думаю какой детектив Кристи имеется в виду)) Или я забыл уже что-то из "Врат", или не ту часть развязки препарирую))
@neveroff, а вы вспомните, кто в итоге оказался "Ришелье", и как это было подано автором с точки зрения приемов повествования) Ну, не знаю, как сказать, чтоб прямо не называть роман))
@bedda, а, об этом)) Я понял. Я помню кто "Ришелье". Но думал на другую развязку - что с ним случилось. Хотя и это подходит, собственно, если подумать аллегорически...))