Рецензия на книгу Голод от bedda

написала рецензию14 апреля 2018 5:03
Оценка книге:
9/10

Книга очень необычная, Кнут Гамсун мне нравится все больше и больше.
Роман о человеке, зарабатывающем на жизнь писательством, который в настоящий момент испытывает крайнюю нужду. Голод доводит его до критического состояния, и читатель становится свидетелем физической, психической и нравственной трансформации главного героя. Голодные переживания описаны невероятно реалистично, но страшно делается даже не столько из-за этого. Больше потрясает тот факт, что ко всему происходящему, в том числе к безразличию окружающих при виде голодающего человека, сам главный герой относится, как к чему-то вполне нормальному. Нет, он, безусловно, ропщет на судьбу и на Бога, но в том лишь смысле, что именно ему были посланы эти страдания; сама же ситуация, в которой человек умирает от голода - увы, вполне обыденная.

Почитала другие рецензии, и заметила, что у многих протагонист не вызвал сочувствия, мол, носился со своей гордыней и сорил последними деньгами вместо того, чтобы не отказываться от милостыни и экономить. Такие замечания, бесспорно, справедливы, и все же...
На основании того малого, что нам известно о прошлом главного героя, у меня складывается впечатление, что он - выходец не из низших слоёв общества. И потому то, что теперь нам видится, как "гордыня", в 19-м веке, полагаю, называлось "достоинство". Сохранить которое надо было суметь во что бы то ни стало. Потому как именно оно отличало представителей высших сословий от низшего, джентельмена от простолюдина. И для героя очень важно было оставаться в собственных глазах и в глазах окружающих тем, кем он всегда себя ощущал.

Не зря много раз в романе упоминается желание гг подручными средствами, даже самыми сомнительными и малоэффективными, привести свой костюм в более-менее приличное состояние, ведь по внешнему виду человека можно было понять о нем практически все. Это сейчас мода демократична и разнообразна, и наследный принц, разгуливающий в драных джинсах, - нормальное явление. А в те времена вольности, вроде отсутствия какого-нибудь предмета одежды, предписанного хорошим тоном, того же жилета или шейного платка, были непозволительны для человека, считающего себя достойным и рассчитывающего на соответствующее обращение.

Падение героя, обезумевшего от голода, во многом описывается через уступки, на которые он идёт со своим внешним, таким важным для социальных взаимодействий, "я" - а именно через изменения, происходящие с его костюмом. Я так и вижу, как долго он, должно быть, не решался заложить пальто. С жилетом расстаётся полегче, побуждаемый широким жестом помощи ближнему. Галстук уходит уже без колебаний, с единственной мыслью о еде. Пуговицы - жест крайнего отчаяния.

Несмотря на то, что внешне герой приблизился к представителям "дна", внутренне он пока не изменился, и ему кажется возмутительным, когда кто-либо принимает его за опустившегося бедняка.
В этой связи, читая "Голод", я ощущала параллель с "Записками Мальте Лауридса Бригге". В них главный герой, обедневший аристократ, очень схоже описывает своё отчаяние от того, что заметил, как простолюдины и попрошайки на улицах стали поглядывать на него, словно на своего, едва ли не заговорщицки. Бригге спасается от косых взглядов в библиотеке, она для него, как пропуск в его настоящий мир, к которому он когда-то принадлежал и продолжает принадлежать в своём сознании.
Не думаю, что главный герой "Голода" из аристократов, но тем не менее мне понятно его желание не расставаться до последнего с привычками, присущими его прежнему образу жизни. Для него эти действия - дать щедрые чаевые, заложить жилет (непременный атрибут приличного костюма!) для того, чтобы подать милостыню другому, в то время когда сам нуждается - последние якоря, которые удерживают его сознание на уровне "джентельмена"; то же, что библиотека для Бригге.

Отказаться от этого - значит признать, что ты - это уже не ты, что голод победил. Значит достоинство больше ничего не значит, и человеческое сдаёт позиции животному. Стоит ли жить тогда? Может, приходит момент попросить у Бога позволения обрядиться в свой последний, вечный костюм, который можно приобрести "у йомфру Андерсен, в подворотне направо"? Эту милостыню главный герой принял бы с благодарностью, но у Бога свои планы на его счёт. Не так скоро.

Похожие рецензии
@korzhik Дарина 29 ноября 2014
Искала серьезную классическую литературу, захотелось немного возвышенности и пафоса после матерщины Уэлша, а наткнулась на еще одну маленькую вселенную. Дамы и господа, перед вами прекрасный ...Читать далее
@ninashashkova Нина 20 января 2015
Голод… Когда я брала в руки эту книгу, я ожидала глубокого психологизма, душевных терзаний, неоднозначности персонажей. И вот ведь какая незадача – все это я ...Читать далее
@etapoid Лена 26 августа 2015
#С1_1курс Я дорвалась до этого автора и пришла в восторг от стиля, как же прекрасно он пишет, какой язык (поклон переводчикам). И так, что я ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт