Рецензия на книгу Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики от bedda
#Добро1_1курс (доп)
Это произведение - сборник необычных случаев из практики врача-невролога Оливера Сакса. Оно написано не столько с целью популяризации знаний, какую обычно преследует данный жанр литературы. Доктор Сакс пытается заглянуть за пределы болезни, рассмотреть её не просто, как набор симптомов и отклонений от нормы. Его интересует прежде всего, как то или иное нарушение влияет на личность пациента, как больной взаимодействует со своей болезнью, какие механизмы компенсации включаются на личностном уровне. То есть автор пытается отойти от традиционного подхода, где внимание концентрируется в основном на работе с нарушениями, а не с больным - личностью, на которую эти нарушения обрушились.
Если предположить, что задачей подобной литературы является сенсибилизация общества, привлечение внимания к проблемам больных, то целевой аудиторией книги Оливера Сакса являются, я думаю, прежде всего его коллеги-неврологи, а также будущие врачи; энтузиасты, способные изменить шаблонный подход к болезни и найти новые возможности её лечения, базируясь на концепции "личности пациента".
Достучаться же до сердца любого читателя, заставить его всерьёз задуматься о мире, в котором живут неврологические больные, с человеческой, не научной точки зрения, эффективнее, как мне кажется, с помощью художественной литературы, как это сделала, например, Лайза Дженова в своём романе "Навеки Элис". Художественная литература своими средствами способна взбудоражить душу читателя, заставить переживать описываемые события, ощущать их собственной кожей. Именно осознание того, что именно чувствует заболевший человек, что проживает, и, главное, - со мной может случиться то же самое в любой момент! - способно перевернуть мышление человека, изменить его взгляд на проблемы больных людей и заставить относиться к ним с большим пониманием и чуткостью.
Читая в "Человек, который..." историю больного, страдающего болезнью Туретта, я узнала в нем эпизодического персонажа из "Записок Мальте Лауридса Бригге" Рильке. Рильке настолько пронзительно описал состояние этого человека, его отчаянное бессилие совладать с недугом вопреки всему напряжению воли, что мне казалось, что это я пытаюсь сдержать на Парижской улице непроизвольные тики, с ужасом ожидая, что с минуты на минуты они прорвутся безудержным фонтаном беспорядочных движений на потеху бессердечной публике.
И, представьте моё удивление: не успело это сравнение промелькнуть в моей голове, как Оливер Сакс сам упомянул об этом эпизоде у Рильке!
Вообще, автор проводит массу параллелей с художественной литературой, сравнивая описания, включённые в романы известных писателей, с реальными случаями из собственной практики.
Кроме того, Сакс открывает философский дискурс в главе "Избытки", посвящённый тонкой грани между здоровьем и болезнью, гениальностью и ненормальностью. Ведь известны случаи, когда болезнь проявляет себя ощущением сверх-здоровья, расширяет границы и открывает двери в миры неизведанных возможностей.
Автор приводит примеры людей искусства (Достоевский, Джордж Эллиот, Шостакович), страдающих тем или иным расстройством, которые ни за что не отказались бы от своей болезни - она помогала им творить.
Основная мысль Сакса - лечить не болезнь, но больного, видеть за каждым пациентом личность - находит подтверждение и в этих примерах. Цель лечения должна заключаться не в механической починке испорченного механизма. Необходимо мыслить такими категориями, как "качество жизни"; понять, что лучше для конкретного пациента, что поможет ему ощущать себя более полноценной личностью в условиях имеющегося заболевания.
“Секрет успеха <...> - в самоотверженности Моцуги, поселившего одаренного ребенка-аутиста у себя дома. Моцуги пишет: «Талант Янамуры удалось развить благодаря приобщению к его душе. Учитель должен любить бесхитростную красоту „простого“ существа, уметь погружаться в чистый мир наивного сознания».”