Рецензия на книгу Идиот от jasa_anya
В первую очередь хотелось бы сказать большое спасибо @ekaterin_a за книгу "Идиот" в списках факультета. Достоевский является один из сложнейших авторов, на мой взгляд, и, прочитав одну его книгу (Преступление и наказание), я поняла, что рано или поздно я вновь вернусь к творчеству автора. Каждый раз, когда я хотела взять его произведения, я находила либо одну, либо несколько причин, чтоб отложить чтение и вот тот стимул, который был необходим. Так что - Спасибо.
Самая главная причина для переноса чтения - это стиль автора. Нет, я не могу сказать, что он плохой или неинтересный. Стиль Достоевского просто очень трудный. Трудный в том плане, что на страницах "Идиота" (впрочем, я думаю, что и других его книг) мы встречаем объемные монологи или рассуждения, наполненные мыслями и переживаниями героя. Три - четыре листа сплошного текста, где нет диалогов и толком описания чего - либо, а только мысли, мысли и ещё раз мысли.
Не смотря на то, что такой стиль усложняет чтение, он одновременно является той вишенкой на торте, по которой можно узнать русского классика. Крайне редко можно встретить автора, который так точно и детально передает персонажа и его внутренний мир. Каждый персонаж (да, да, каждый!) прописан настолько четко и ярко, что читая очередную сцену, воображение читателя уже создает мимику или жесты героя. Но опять же - такая детальная проработка действующих лиц не делает их предсказуемыми. Главный показатель не предсказуемости это финал. А точнее последние несколько страниц, когда ты уже читаешь с невероятной скоростью и с диким желанием узнать итог. А итог, между прочим, удивляет, огорчает и заставляет перевернуть последний лист с мыслью "ну почему именно так? Он же не заслужил такого!"
И напоследок. Часто всплывает вопрос о необходимости чтения Достоевского в средних и старших классах. Вторая книга и однозначный ответ "нет". Не потому, что книга пустая и не нужная. А потому, что к Достоевскому нужно прийти самому и прийти добровольно. Не ради оценки или похвалы учителя. Такое произведение невозможно прочитать на скорую руку, а краткое содержание не раскроет и маленькой части. Достоевского нужно читать для наслаждения правильным русским языком, для осмысления происходящего и для того, чтоб понять значение фразы "русская классика".
#Добро1_1курс (Доп №2)
#БК_2018 Рец№15(11. Книга, по которой вы хотели бы увидеть фильм)
#книжные_жирушки
Анна, как хорошо сказала о Достоевском! Спасибо! Очень люблю этого автора, восхищаюсь его стилем и языком, читала еще подростком, до сих пор помню то впечатление, какое его книги произвели на меня. Сейчас редко встретишь такой язык. такую стилистику. "Идиот " -очень тонкая книга, ее надо "прочувствовать". Рада, что она тебе понравилась. А мне понравилась твоя рецензия.
Экранизация есть наша неплохая, посмотрите. На счет школы не согласна, цель среднего образования - дать общее представление о науке и культуре, чтобы человек не был совсем уж невеждой. Если не рассказать о Достоевском в школе многие вообще не будут знать, что есть такой писатель. Я его читала в школе запоем, так что и возраст не преграда на самом деле. Просто есть люди, которым в принципе книги и литература не интересны, в любом возрасте. Так же как мне не была интересна особо физика и химия, но это же не значит, что их не нужно преподавать?
Я ступила - думала, ты Капитанов дочитала)
Первый абзац, да и второй про стиль Достоевского, прямо с точностью 100 % повторяет мои мысли. Тоже читала только Преступление и наказание (не считая рассказов) в школе. Книга понравилась, мысли в ней понравились, а может просто хорошо разбирали в школе. Не могу сказать, что я обеими руками "За" то, чтобы исключить его из школьной программы. Но точно "За", что продолжать читать его нужно уже тогда, когда ты сам захочешь, а не когда диктует школьная программа.
"Идиот" у меня намечен в глобальных планах на этот год, но в академии решила не читать. Боюсь, буду торопиться и чтение получится скомканным. А все же такие книги надо читать размеренно.
@bookworm1984, спасибо)
@tatianachernysheva , нет, нет. Вы не поняли. Я не говорю, что в школьной литературе нужно сделать только простые и понятные книги. Я имела ввиду, что такие книги как это будет очень тяжело читать "по указке". А если подросток не заинтригован, то он не будет читать столь объемное и сложное произведение. Не давно обсуждали книгу Дальше жить вот такие как раз и нужны. И чтение не столь сложно в плане понимания, но и очень важные темы там затрагиваются.
@cupy, не, Капитанов постараюсь успеть)
@ekaterin_a , Я, кстати, Преступление уже не в школе прочитала. Может в колледже где то. Я выше объяснила, почему считаю, что не не нужен в школьной программе.
@jasa_anya, много ещё?)
@jasa_anya, конечно тяжело будет читать сложные книги, учиться и размышлять, делать выводы и развиваться вообще довольно сложно. Я не согласна, чтобы детей принижали и ограничивали, словно они какие-то умственно отсталые, да не все поймут, но хотя бы будут знать имя автора и о чем он писал хоть в общих чертах. Знание классики считаю первой и необходимейшей ступенькой к тому, чтобы стать интеллигентным человеком, а не образованщиной, по выражению Солженицына.
@cupy, да :(
@tatianachernysheva , я же не говорю, что не нужно даже произносить его имя в стенах школы. Можно рассказывать о его жизни, о ценности которую он внес. Я не говорила о принижении и тем более про ограничении. Внеклассное чтение ради своего удовольствия никто не отменял. И опять же я не говорила, что классика не нужна. Я наоборот отметила эту книгу как пример качественной русской классики. Но читать такую книгу "по указке" в 16-17 лет? Мало кто из подростков настоящего времени заинтересуется. Поэтому нужно находить баланс между "важно" и "интересно"; "понятно" и "приятно" читать. Заставь меня в девятом классе прочитать "Идиота", я бы, скорей всего, прочитала краткое "для учителя" и читала бы что то интересное для себя в тот момент. Сейчас я добровольно выбрала эту книгу и получила от её чтения удовольствие и поняла (или хотя бы надеюсь, что поняла) переживания героев.
@jasa_anya, если уж люди Отверженных успевают, то и Капитанов успеешь)
@cupy, хочется верить) Не забывай, что там больше 700 страниц и 10 дней) А ешё моя "обожаемая" сессия :D
на мой взгляд, Идиот более лаконичен, чем другие книги из пятерки) за исключением Подростка.
я в школе, кстати, любил читать ПиН..раза два читал))
@psycho, тоже хотела написать, что тут почти нет рассуждений на полстраницы, динамика действия высокая. Ну разве про банальных/оригинальных людей и персонажей отступление и все
@jasa_anya, всего 700 или ещё? У меня такое ощущение, что у тебя всё время сессия))) сейчас уже конец весны, понимаю, но как будто и весь год, кроме лета)
@psycho, у нас вроде Достоевский в 10 - 11 классах был, а я после 9 ушла, так что в школе нам просто рассказывали про писателя)
@nyut , уже стала сомневаться в свое адекватности и специально открыла книгу, чтоб проверить) в моем издании с 608 по 615 сплошной текст) И до этого встречалось)
@cupy , может 550 :D у меня три сессии общей сложностью 7 недель где то + подготовка к ним))
@jasa_anya, но теперь ведь уже целенаправленно Капитанов будешь читать?
А, тогда понятно)
@jasa_anya, это, видимо, вопрос восприятия. читала Достоевского после большого перерыва. Сравниваю Идиота с Игроком и Записки из подполья, и по ощущениям в Идиоте сплошная искрометность сюжета. У тебя, видимо, другие точки отсчета и весь Идиот ушёл в рассуждения.
@cupy, да) Может Стенбейка слушать ещё, но Капитанов точно. Уже читаю, уже нравится и быстро двигается))
@nyut , может да - дело в восприятии. Я просто в целом, как правило, выбираю более динамичные произведения)
@jasa_anya, Стейнбека уже начала?
@Nyut, да.