Рецензия на книгу Отверженные от liu

написала рецензию5 мая 2018 0:44
Оценка книге:
8/10

"Отверженные" Гюго - это бесконечно прекрасная эпопея, полюбившаяся читателям ещё с самого 19 века, а затем и творцами мира кино: больше десятка разнообразных экранизаций. Бесконечно прекрасная эпопея, и слово "бесконечная" здесь даже больше выделяется. Что ни говори, а объёмы всё же графоманские и в итоге самым ярким чувством по прочтении оказывается не эмпатия к какому-либо из героев, а облегчение от долгожданного финала. Всё же при всей прекрасности, роман не стал для меня шедевром. Это добротная и невероятно трудоёмкая работа и нельзя не ощутить всю силу увлечённости, с которой автор работал над произведением. Но в итоге осталось ощущение не гениального шедевра, а потрясающей ремесленной работы, такое создание огромного полотна по типу лоскутного одеяла. И в это самое одеяло очень уютно заворачиваться и периодически сладко засыпать под очередные многословные излияния об обстановке того или иного помещения, смете господина епископа, буднях женского монастыря, о специфике языков арго, о парижских улочках и парижской клоаке, о нравственности или безнравственности того или иного персонажа.

"Отверженные", как и, пожалуй, многое другое у Гюго, - это фонтанирующая романтичность, пафос и наивность, экзальтированная театральность, невероятный размах и срез эпохи глазами буржуа. Тем не менее, несмотря на то, что всего этого через край и довольно часто до безвкусицы, в таком чтении есть особое удовольствие, наполняющее интересными и прекрасными чувствами.

Сюжет в итоге, хоть и богат всяческими поворотами событий и многочисленными перипетиями, достаточно прост и предсказуем, и, как это нередко свойственно романтической литературе, одаривает героев сценарным слабоумием. Всё это легко прощается, как и то, что герои не ведут себя естественно в целом и разговаривают чуть ли не оперными репликами, что тот или иной персонаж оказывается в том или ином месте тогда, когда это удобно для сюжета. Такое простодушие основной истории необходимо ещё и для того, чтобы после очередного ухода в идеологическую или нравственную или просто описательную лекцию, возвращение к главным героям не вызывало больших сложностей.

Эмоционально затронули даже не столько герои и их судьбы, сколько само время. Весь период революций во Франции - это шедевр общественно-политической реальности, по-настоящему удивительное явление. Пассионарная концентрация зашкаливала во всех сословиях. Время кровавое, сумасшедшее и во многом уродливое, но восхищающее устремлениями, идеями, заряженностью и энергией общества. Конституция и Декларация прав человека и гражданина поменяли не только Францию, Марсельеза и девиз "Liberte, Egalite, Fraternite" с тех пор откликнулись в умах людей со всего Земного шара, идеи о праве на свободу слова, печати, вероисповедания, на собственность, безопасность, на сопротивление угнетению стали разноситься с новыми силами. Не обошлось без ужасов, убийств и преследований, плющило всю нацию, и нужно было по-настоящему угореть, чтобы утвердить подозрительный "закон о подозрительных" или составить французский республиканский календарь (это ещё из милых событий того века). Но вот мы, уже в 21 веке, пускай и с наивной умудрённостью людей будущего поглядываем на весь этот революционный пафос, но нельзя не ощутить как подвиги и преступления тех борцов повлияли на это наше будущее. И на этом моменте перестаёшь удивляться этой многословности, чрезмерной романтичности и театральности, этому возвышенному пылу Гюго - он в этом жил и впитывал в себя атмосферу идеологического остервенения. Вспоминается и фраза из "Любви и смерти" Вуди Аллена: "Хорошо быть детьми... - Да, особенно французскими!"

Не знаю, насколько бы с этим согласился Гюго, его книжные дети по большей части несчастны, или счастливы, но подвергаются всяческому насилию со стороны взрослых, общества в целом, а заодно и судьбы. Страдают, конечно, не только дети, но и вся та многочисленная компания, обозначенная Les Miserables. Решения для подобной несправедливости предлагаются пусть и не самые оригинальные, но зато делается это настойчиво и громогласно. Больше всего писатель вещает о крайней необходимости всеобщего образования и корень всех зол видит именно в невежественности. Если же смотреть в целом, то левые взгляды Виктора Гюго достаточно расплывчаты и собрать всё в оформленную концепцию не представляется возможным. И это хорошо, потому что в итоге мы получаем не политизированный идеологизированный трактат, а картину мира образованного творческого человека, и он сильно верит в великое светлое будущее, в котором нет нищеты и нет войн, в котором все дети сыты, здоровы, хорошо одеты и образованны, в котором всё построено на принципах гуманизма и ... утопично.

А что же с героями?
Их образы не имеют сложной психологической структуры, но назвать их картонными нельзя, это скорее символы, обладающие достаточно мощными посылами и ставшие настоящими архетипами. Это и Козетта, объединившая в себе судьбы всех осиротевших и брошенных детей; её мать Фантина, символ великой жертвенности (тема жертвенности вообще масштабна не только в её лице); епископ Мириэль - само сострадание; чета Тернадье, олицетворяющая гнусную жадность, мелочность, ненасытность; Анжольрас - идеальный образ революционера; сорванец Гаврош, которого и Гюго называет олицетворением Парижа и всего мира, пожалуй один из самых многогранных характеров. И конечно, бывший каторжник Жан Вальжан и инспектор Жавер, чьё противостояние достойно отдельной диссертации, это кладезь различной символики и рай для психоаналитика.

В итоге ещё раз: роман, переливающийся через край и не раз вызывающий раздражение своими не слишком изящными художественными приёмами, в результате оставляет с чувством удовлетворения, одушевления и наполненности здоровым пафосом, приятной сентиментальностью и прекрасными порывами души.

#Добро1_1курс ("Тимур и его команда", 3-й доп)

Penguin Lessons (@cupy)5 мая 2018 6:31

А меня почему-то не смущала графомания. Может, потому что не в академии.сроки читала

Ответить

Катя (@rina_rot)5 мая 2018 8:15

Я вообще когда читала, то под конец главы об описании Франции пропускала или читала по диагонали:)

Ответить

Анна . (@jasa_anya)5 мая 2018 8:50

О, теперь я знаю, про кого говорила @cupy, когда она сказала ,что кто - то взял планку на Отверженных))

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)5 мая 2018 8:54

@jasa_anya, у нас и декан читает)

Ответить

v v (@vandal)5 мая 2018 9:15

"Отверженные" - одна из немногих книг, в которой я запомнил имя главного героя. Жан Вальжан. До сих пор иногда всплывает он у меня в голове :D
Последнюю экранизацию/мюзикл смотрела?)

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 9:54

@cupy, дело не в сроках, графомания разной бывает. Когда я читала в юности, меня она тоже не смущала, теперь же в этом часто виделась безвкусица, когда одна и та же мысль повторяется и практически теми же словами, или когда идут вопросительные предложения по десяти к ряду. Его "Человек, который смеётся" в этом плане гораздо стройнее и впечатлил меня гораздо сильнее. Кстати "Человека" я тоже в рамках академии перечитывала)

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 9:58

@rina_rot, мне кажется, когда я читала Отверженных первый раз, я поступала также, а в этот раз решила читать всё-всё, даже если это невыносимо скучно, чтобы не в чем было себя упрекнуть))) На самом деле часто в этом разглагольствовании была самая прелесть, потому что в этот раз меня интересовала не судьба Жана Вальжана или Козетты, а именно Французская революция, из-за неё вообще и взялась.

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 10:04

@vandal, имя очень звучное и застревает в голове навечно) Его даже просто произносить приятно))) Вот мюзикл я как раз только собираюсь смотреть на этих выходных.
Кстати, ты мне напомнил, что есть одна прекрасная игра на "Арзамасе" про французские революции- "Переживите все революции"(https://arzamas.academy/materials/835) - @rina_rot, @cupy, @jasa_anya, может вас тоже заинтересует)

Ответить

@bedda5 мая 2018 11:14

Я так подумала, что, пожалуй, хватит с меня и экранизации))

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)5 мая 2018 11:35

@liu, да, я тоже не люблю повторы, но у Гюго мне больше помнились даже не они, а просто отвлечённости от сюжета. Перечитаю может,а то Собор в этом плане лучше помню. Человека я тоже в академии читала, но он по размерам скромнее - воды меньше. А в Тружениках моря ещё меньше, может и поэтому для меня она была такой эмоциональной) По имени - у меня не так застряло в голове, наверное, потому что ассоциировалось с вальяжным героем, что не подтвердилось книгой

Ответить

@ekaterin_a5 мая 2018 11:36

Тоже читаю сейчас) Часто встречаюсь с мнением, что Гюго много пишет не относящихся к сюжету описаний, от которых устаешь. И почему-то ловлю себя на мысли, что я их не заметила в процессе чтения. Может просто с головой погружаюсь в книгу и они не кажутся мне лишними)

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 11:36

@bedda, даже не буду убеждать тебя в обратном))) Но у меня не осталось ощущения потерянного времени, хотя и были большие сомнения на этот счёт, когда приступала.

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 11:47

@cupy, а ты экранизации какие-нибудь смотрела, кроме мюзикла? Я кстати Собор не читала, вернее когда-то давно начинала и бросила. Наверное, доберусь через год-другой)

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 11:49

@ekaterin_a, я чаще встречаюсь с мнением, что "Отверженные" - это неоспоримый шедевр) А то, что у него отступления не совсем относящиеся к сюжету - это даже не мнение, это скорее факт)

Ответить

@ekaterin_a5 мая 2018 13:11

@liu, Вот Собор у меня вообще быстро прочитался)) в перерывах между экзаменами в школе. С тех пор не перечитывала, но после него Гюго у меня в любимых авторах.

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 13:30

@ekaterin_a, у меня наверное единственным очень полюбившимся у Гюго останется "Человек, который смеётся", на Собор больших надежд не возлагаю)) Вот @cupy упомянула ещё тружеников моря, они кажутся более привлекательными)

Ответить

@myrrruna5 мая 2018 14:06

да, не зря отложила))) по ощущениям что-то вроде вкусной, но излишне изысканной пироженки. И будь она с меньшим количеством крема, была бы еще вкуснее)

Ответить

Людмила (@liu)5 мая 2018 14:45

@MYRRRuna, хорошее сравнение)) но не всем так видится, почитай другие рецензии - бури восторга, и крема идеально))

Ответить

Анна . (@jasa_anya)5 мая 2018 17:08

@liu, Я читала) У меня Отверженные в Избранном))

Ответить
Похожие рецензии
@kote Илья Лазутчик 5 декабря 2013
Книга представляет собой даже не цельное повествование, а блок интересных историй, произошедших с людьми. При этом все события так или иначе переплетаются между собой. По ...Читать далее
@natasha_14.12 Наталья Канаш 9 декабря 2013
Я обожаю Виктора Гюго и прочитала все его произведения. А "Отверженные"-один из моих самых любимых романов. Сначала идет повествование о людях, никак не связанных между ...Читать далее
@valtntina2676 Валентина 18 декабря 2013
Не могу писать высокопарно, но а прочитанной и запавшей в душу книге пишу искренне от сердца. Эта книга не на один вечер, достаточно тяжелое повествование ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт