Рецензия на книгу Заводной апельсин от MajaKokosova
Есть две книги с названием «Заводной апельсин»: одну написал Бёрджесс, другую – персонаж его книги Ф. Александр. И это совсем разные произведения. Ф. Александр, судя по коротким отрывкам, которые читал Алекс, писал дистопию. Дистопию же снял и Кубрик по роману Бёрджесса. В этих произведениях заводным апельсином называют cheloveka, естественное существо, которое превращают в механизм. Это то, что делают с Алексом по методу Людовика. Ф. Александр пишет, что люди должны «произрастать как фрукты на деревьях». Как апельсины. И об этом книга Бёрджесса – о «произрастании», росте, взрослении.
Она о «блаженном малолетстве» (блаженном, ведь малолетство – «смягчающее обстоятельство») и сопутствующей ему детской жестокости, гиперболизированной, ставшей ультранасилием. Эта жестокость показана не чертой личности, а свойством возраста, общим для nadsatyh. Эти kisy и veki совсем дети: пьют moloko (хоть и с кое-какими новыми shtutshkami), а в экранизации Кубрика и вовсе носят согласно моде одежду, напоминающую подгузники. Они делают toltshoking, krasting и razdryzg другим, но на самом деле себе, как будто из подросткового самоуничижения. Даже писатель, пострадавший от рук Алекса, тоже оказывается Александром, Алексом.
Алекс ещё до лечения был заводным апельсином, игрушкой, «malennkoj заводной shtutshkoj». Ещё до врачей его кто-то завёл («какой-нибудь Бог или Gospodd»), и он пошёл, натыкаясь на vestshi. Но завод уже закончился, и он остановился. Ну, что же теперь? А?
P. S. #зло1_1курс (malltshish-plohish).
P. P. S. #БК_2018 (книга, в названии которой есть что-то съедобное, хотя этот апельсин лучше не есть).