Рецензия на книгу Слепота от koheiri_kuroda
«Я всю жизнь заглядывал людям в глаза, а ведь это единственная часть тела, где, быть может, еще пребывает душа, и если их тоже не станет, то…».
Это мой первый не самый удачный выбор на факультете зла. Хотя я всё же рада, что прочитала эту книгу. Мой взор часто упирался в книги Жозе Самараго. То и дело появлялось желание купить «Прозрение», «Перебои в смерти» или «Каина». Я рада, что ни разу не поддалась искушению. Не мой это автор. И теперь я точно это знаю.
Перед нами предстает безымянный город безымянной страны, в котором безымянные жители начинают слепнуть один за другим. И правительство решает всех слепцов и людей, контактировавших со слепцами, отправить в изоляцию на карантин. И там, в закрытом помещении бывшей психиатрической больницы, с каждой новой партией слепцов начинает образовываться своё государство.
Вполне типичная апокалиптика.
Главных героев 7, но больше всего интереса вызывают 4.
Доктор оставил о себе не самое хорошее впечатление. В общем-то, он человек неплохой, но какой-то тюфяк, нытик и рохля. Понятно, что в ситуации, когда он ничего в отличие от жены не видит, логично передать ей бразды правления, но всё равно. Есть некоторые ситуации, которые требуют, если не мужского решения, то банального мужского твёрдого «против» решения женщин. А он сидит в сторонке и молчит. «Она зрячая, ей и решать».
Жена – противопоставление слепцам, превратившимся в животных.
Девушка-проститутка, вроде заслуживающая порицания, но род деятельности не влияет на её моральные качества. Она продаёт своё тело, но осталась чиста душой.
Мужчина с повязкой вызывает очень приятные чувства. Достаточно мудрый.
7 человек, представшие перед читателем, - единственные, кто не уподобился остальным слепцам целиком и полностью. Возможно, всё же из-за того, что рядом был один человек, который смотрел за всех других. Во все глаза.
Всё в книге безлико, что создаёт особую атмосферу. Здесь ни у кого нет имён, читателю ничего не рассказывается о прошлом героев. Автор как будто говорит: кому какая разница, что человек представлял из себя раньше? Смысл имеет только то, каким человека сделает его слепота.
А в том, какими их сделала слепота, нет ничего нового. Идея стара, как мир. Грязными животными, которые пренебрегли правилами общественности, морали и даже личной гигиены.
В их изолированном мире появилась мафия. Люди, слабые и безвольные, подчиняющиеся извечному правилу «и так сойдёт», жили, как жили, пока не пришли те, кто захотел взять власть в свои руки.
До сих пор я спрашиваю себя, почему женщины согласились? Почему нужно было сначала позволить быть изнасилованной, а потом решиться на то, что сделала жена доктора?
Что всё же сдерживает животную натуру? Сделали бы они тоже самое, если бы могли видеть результаты своих поступков?
Часто пишут, что цель академии – вывести нас из зоны комфорта.
Жозе Сарамаго – мастер в этом деле. И суть даже не в теме книги или в каких-то событиях, суть в особом авторском стиле. Автор использует минимальное количество знаков препинания. Так, например, в «Слепоте» нет ни одного вопросительного знака. Нет разбивки на главы или части, абзацы очень длинные. Весь текст идёт одним сплошным пластом, диалоги никак не выделяются из общей массы. Приходится вчитываться в каждое предложение, чтоб понять, кому эта реплика принадлежит, а ещё поиграть в угадайку: герой сейчас спрашивает или утверждает?
Цитата:
«Ты не можешь стать поводырем и кормилицей всех слепцов в мире. Должна. Но ведь не можешь. Буду помогать тем, кто рядом. Знаю, мне ли этого не знать, если бы не ты, меня, может быть, уже и в живых-то не было. И я не хочу, чтобы ты умерла. Я должна жить, такая у меня теперь обязанность, здесь мой дом, и я хочу, чтобы родители, когда вернутся, застали меня здесь. Когда вернутся, это ты сказала, и теперь осталось лишь узнать, останутся ли они твоими родителями. Не понимаю» (с)
Не знаю, зачем это автору. Не вижу я в этом никакой гениальной великой идеи. Мне это кажется дешевой манипуляцией, ведь про книгу, написанную ТАК, точно не забудешь.
Ей-богу, глаза в кучку собираются, когда читаешь. Нет, со временем немного привыкаешь, но всё равно удовольствия такое чтение не доставляет.
От книги я ожидала погружения в мир слепцов. Жаждала примерить на себя роль ничего невидящего человека, ощутить то состояние беспомощности, безвыходности. Но этого в книге нет. Складывается ощущение, что издали смотришь на происходящее. Она не захватывает, не интригует, не затрагивает никакие эмоции.
Как будто сидишь около огромного муравейника, наблюдаешь за копошащимися и снующими туда-сюда муравьями. Можно просидеть около этого муравейника и час, и три часа, вроде есть на что посмотреть. Но плакать из-за того, что муравей уронил травинку, никто не будет. А ещё можно в любой момент встать и уйти, и знать, что ничего особого не потеряешь, от того, что ушел.
Вроде и не скажу, что книга слишком затянута, но какая-то она «неравномерная». Сюжет то провисает, то идёт в гору. События то громоздятся одно на другое, то их практически нет, и только просторные измышления автора размазываются по страницам. Если добавить крайне оригинальный способ подачи информации и общую не особо волнующую атмосферу, то понятно, что местами книгу хочется просто закрыть и никогда больше не открывать.
Сильней всего книга утомила меня ровнёхонько на середине. Читать было уже невыносимо. Если бы не тот факт, что я уже потратила на неё 3 дня (а во время сессии каждый день, каждый час на счету), точно бы забросила. Правда, где-то после того, как позади осталось ¾ книги, у меня открылось второе дыхание.
Повествование больше похоже на вязкую манную кашу или болото. Текст, идущий сплошняком и обилие мерзких, тошнотных и просто отталкивающих сцен создают впечатление, явно неприятной однородной массы.
я вот хочу ее прочитать очень давно, но меня отпугивает как раз построение, я нервничать начну, когда не буду видеть абзацы и тд
@loki, я об этом не знала, когда читать начала. Была уверенна, что на этом сайте просто какая-то неправильная версия книги. И на другом тоже, и на третьем... А потом прочитала, что всё в порядке, всё везде верно, автор всегда так и пишет.
Мне тоже ближе нормально структурированный текст. Можно даже "гиперструктурированный", как у Зусака.
Любопытно, а мне, наоборот, такой стиль автора именно в этой книге показался уместным. Я повторяюсь, ранее уже писала об этом, что тут именно это отсутствие пунктуационного оформления диалогов как будто помогает погрузиться в мир слепцов. Лично для меня этот ход усилил восприятие, как у человека, потерявшего зрение, обостряется слух и обоняние. Ты словно пробираешься сквозь текст на ощупь...
Я даже немного расстроилась, когда узнала, что автор все книги так пишет) По крайней мере по информации в инете. Больше я у него ничего не читала, но собираюсь когда-нибудь)
@patootie, привет, Наташа! Как приятно тебя видеть! )
Мне кажется, что такой стиль дополнял безликость всего. Вроде как, какая разница, кто конкретно это сказал. Но во всём остальном - твёрдое "нет".
А мне "Слепота" понравилась. Я даже запланировала "Прозрение" прочитать, продолжение. Но жду для книги какого-то особого настроения. Несколько раз готова уже была её открыть, но что-то останавливает.
@koheiri_kuroda, привет)) Я сначала прочитала рецензию, написала комментарий, а потом только увидела, что она твоя)) Я периодически заглядываю, но никак не вернусь к написанию отзывов)
@anastasia_roja, мне тоже понравилась! Но желания читать продолжение почему-то не возникло. Я лучше что-нибудь другое попробую. Ты больше ничего не читала у автора?
Ну ладно. Я тоже скажу)) хоть я не была в восторге, но такой сплошной текст и в принципе само произведение мне показалось любопытным. Но Перебои со смертью впечатлили больше. Может потому, что я их первыми прочла :)
@loki, а ты да. Будешь нервничать:D
Ой, да. Еще хотела сказать. Ты Зусака вспомнила. А я когда читала Книжный вор и вспоминала про Смерть как персонаж как раз из Перебоев в смерти Сарамаго:)
@anastasia_roja, да, Сарамаго нужно читать исключительно "под настроение". Даже не знала, что "прозрение" - продолжение "слепоты". Тогда вдвойне хорошо, что ни разу не поддалась искушению купить эту книгу (так как именно она чаще всего есть в магазинах).
@patootie, возвращайся)) Я с нетерпением жду твои новые рецензии)))
@rina_rot, а что ещё ты читала этого автора?
@patootie, "Перебои в смерти" ещё читала. Тоже не отвратило)) Но автор пишет, конечно, своеобразно.
@anastasia_roja, надо будет тогда к ней и присмотреться, тем более Катя вон пишет тоже о ней)
@koheiri_kuroda, а мне вот Прозрение не попадалось в магазинах на глаза... чаще Перебои в смерти и Каин вроде. Хотя к Сарамаго в магазинах я не присматриваюсь обычно)
@koheiri_kuroda, не читала. И пока не хочу. Но книжки почему-то вспоминается с теплотой, хотя во время чтения немного страдала:)
@patootie, у нас обычно книги Сарамаго и Коупленда, если они есть в наличии, стоят на одной полке. Поэтому я эту полку тщательно изучаю)
Одни Кати вокруг)))
@rina_rot, именно Смерть из "книжного вора"? или просто Смерть? (например у Терри Пратчетта тоже есть герой Смерть)
Немного... У меня немного проще дело пошло, когда я стала на другом сайте читать. На одном строчки от одного края экрана до другого. Вообще в кашу всё превращается. Столько сил затрачиваешь на прочтение строчки, что за смыслом следить не успеваешь.
Во фтором в плане форматирования всё лучше, но на новой странице часто (но не всегда) повторялся абзац, а то и 2 с предыдущей страницы. Учитывая, что абзацы большие, приходилось половину страницы прокручивать. Скорей всего, в бумажном варианте его книги читать попроще. Но всё равно слишком уж оригинальная манера письма, слишком...
@koheiri_kuroda, просто я всего 2 произведения с главным героем Смерть читала: это и Вора. Вот и вспомнила )
Я больше страдала, когда мне попалась глава сплошным текстом в книге Возлюбленная Моррисон =)
@rina_rot, то есть Сарамаго в этом не одинок? До него (или после него) кто-то ещё пытался примерить этот стиль? )))
У меня бОльшие страдания вызвало "Имя розы". Тут я относительно нормально смысл понимала, а там... Мрак!
@koheiri_kuroda, А, ну Имя Розы да. Но там хоть на главы поделено )
А насчет сплошного текста...я думаю, скорее всего, есть ещё и ещё отчаянные авторы, которые применяли такую штуковину))