Рецензия на книгу Все новые сказки от AnnaOpredelenno
У этой книги очень красивая обложка. В общем-то, на этом все. Не содержательно? Ну да… Придется сказать буквально то, что хотелось бы оставить недосказанным.
Нил Гейман меня разочаровал, выступив в качестве составителя совершенно нелепого сборника рассказов. Обо всем в целом я могу сказать только то, что это не целое. Почему эти тексты оказались под одной обложкой? Ну, просто понравились Гейману, наверное. Общего в рассказах только какая-то странная пустота. Хочется спросить каждый раз: и что? (а вовсе не "а что было дальше?", как хотел Гейман). Ну, видимо, ничего. Вот просто фрики. В большей части рассказов никакой «сказочности» и мистики тоже нет. Для меня они разделились на две части – читабельные и нет. Отличало одно от других только полотно – повествование могло быть более или менее гладким и складным. Пошитое изделие практически во всех случаях нелепо и беспомощно, как первая ночнушка со школьных уроков труда.
Сейчас я скажу пару слов о каждом рассказе, в порядке следования их в книге. Но сначала одна оговорка. Один рассказ – очень хорош. Прекрасен. Муркок – Истории. Он написан вкусно – практически каждая фраза ощущается приятно. Он при всей фрагментарности рассказывает законченную историю. Он единственный не заставляет спросить «И что?» - хотя тоже, вроде бы, ни о чем. Так, о жизни. Никакой мистики. Просто немножечко автобиографичные истории о жизни писателя, о его несколько богемных друзьях. Послевкусие – немного грустно, но как-то тепло. Мне кажется, это то, чем должны были стать Красивые, двадцатилетние, только Муркок смог, а Хласко в желчи захлебнулся. Но, увы, на этом кончились хорошие слова, которые были у меня для Новых сказок.
*Дойл – Кровь. Просто нелепица, к тому же коряво написанная, аж глаз спотыкается. Уровня – «а вот, знаете, сосед-то курам головы откусывает».
*Оутс – Окаменелости. Средней читабельности мерзость про то, как собака лижет бьющую руку и про то, что немощность и старость толкает в презренные ранее объятия.
*Харрис – Пожар на Манхэттене. Средней читабельности фанфик на «Американские боги».
*Гейман – Истина – пещера в Черных горах. Ну, мастерство не пропьешь, наверное. Полотно рассказа гладкое, все необходимые детали у вещи есть. В целом даже занятно. О странных гибельных шутках и вкусе мести. Но, вообще говоря, – проходная вещь.
*Смит – Неверие. Какой-то скучный неприятный сон про деда Мороза.
*Лэнсдейл – Звезды падают. Этот рассказ вполне читабельный. Мистики тут нет никакой, просто война, сорванные предохранители с активатора функции «убить», циничная измена, безмозгло влюбленная кошка и потерянные впустую жизни.
*Мосли – Дитя Ночи. Какая-то несколько слюнявая ерунда про вампирчиков и геройское истребление крыс-мутантов. Не читала ни то, ни другое, но мне кажется, так мог бы выглядеть фанфик на смесь Сумерек и Метро.
*Адамс – Нож. Плохо читаемая ерунда о мстительных фантазиях неудачника. И рассказ-то короткий, но внутренняя связность у него какая-то спутанная и туманная, как сознание наркомана.
*Пиколт – Вес и мера. Читабельно и, в общем, довольно эмоционально. О потере, о чувствах и мистическом выражении боли в духе Алисы в стране чудес.
*Суэнвик – Озеро гоблинов. Типичная сказка о «жизни в книжке». Этот – из читабельных.
*Страуб – Гуру. Не оставляющая никакого следа зарисовка о том, как люди делают себе кумиров из случайных придурков.
*Блок – Поймал – отпустил. Ну, нормальная такая байка про маньяка. Немного с трэшачком. Чуть-чуть.
*Форд – Платье в горошек под полной луной. Странный рассказ непонятно на что претендующий. Что-то про проституток, килеров, наркодилеров и взрыв в дорогой машине. Это нуар?
*Паланик – Лузер. Потрясающе скучный невнятный бред про участие в глупой телеигре.
*Джонс – Дневник Саманты. Есть всякие дурацкие детские песенки и стишки, которые, если их смысл буквально втащить в реальную жизнь, обернутся кошмарным абсурдом. Это автор и сделал – взял песню о любовных ухаживаниях и «втащил» как есть, отбросил метафоры. Сначала было занятно, а потом – занудно.
*О’Нэн – Земля пропавших. Тоже байка про соседскую жизнь. Мало ли, на чем залипнет беспокойная душа, выпертая на пенсию. Кто клады ищет, кто трупы. Из лучших побуждений. Мало ли…
*Вулф – Лест на ветру. Читабельный рассказ про психологию в замкнутом коллективе и ЧП в космосе. Первое люблю, второе не особо, в итоге – по нулям.
*Пакхерст – Нехорошо. Сестринский абьюз длиною в жизнь. И никакой справедливости, зло побеждает. Нормально, жизненно. Но мерзко.
*Ховард – Моя жизнь в литературе. Довольно заурядные фантазии о том, что было бы, если бы книги о реальных людях работали по принципу куколок Вуду.
*Кэролл – Пусть прошлое начнется. Помесь мистики и реальности с претензией на психологизм. И мистика беспочвенна и вообще висит как-то отдельно, и поведенческим движениям персонажей не веришь. В итоге – ни о чем.
*Дивер – Терапевт. Маньяк украшает любой текст. Он тут есть, так что вполне читабельно. Даже занятно.
*Пауэрс – Параллельные линии. А вот это занятная байка про тяжкое бремя медиумов и про то, что адресуя сообщения с того света, можно и промазать. Ну - и тоже про сестринский абьюз.
*Саррантонио – Секта носатых. Снова бред. С навязчивой идеей и манией преследования. Шизофрения? Слегка зловеще, но в целом скучно.
*Андерсен – Секретный агент. Эта сказка, как будто, из добрых. И снова про деда Мороза. Читабельно, занятно, но ничего выдающегося.
*Хенд – Первый полет «Беллерофонта». Это несколько затянутая история, которая могла бы быть и ничего, если бы мистическое явление, погубившее оба летательных аппарата, было бы четче прописано. А то получилось как в детской страшилке: «Шеф, здесь писать будем?».
*Хилл – Дьявол на лестнице. О, вот этот текст вполне тянет на не очень детскую сказку. С законченной, кстати, идеей. О том, что птичка, питающаяся ложью, никогда не перестанет чарующе петь, сидя на плече у чиновника. А еще о расизме, о том, как легко обмануть тех, кто сам рад обмануться, ну и о том, что болезненная зависимость – не любовь. Второе дает жизнь, а первое – несет смерть.
В заключение хочу сказать, что тот факт, что для написания рецензии мне приходилось вновь пробегать глазами многие рассказы, уже говорит многое о том, насколько они безлики.
с короткими рассказами в таких сборниках очень часто такое бывает. Я иногда читаю и думаю, зачем вообще это надо было, в чем смысл написания этого текста
@loki, оно все так, но ведь рассказы там не как сорная трава выросли. Я понимаю, когда такое на каких-то фанфик/графоманских сайтах. А здесь же сборник от (как сказал возглавляющий наш читальский рейтинг) "целого Геймана". И я не верю, что не достало интересных рассказов на этот сборник.
Параллельно читала "http://readly.ru/book/95523/" - так там бОльшая часть рассказов мне показалась достойной. И это при том, что я вообще-то не очень жалую русских современных авторов, особенно в части фантастики/фэнтези.
Со смыслом написания текста, я подозреваю, часто все просто: чтобы быть писателем - надо писать. Каждый день, хоть что-то. И вполне вероятно, что эти тексты - ну, тренировочные, что ли, рассказы. Для поддержания тонуса. Ну а потом приходят мысли - а чего бы и не пристроить добро, коль уже написано :)
URL-ы что-то перестали преобразовываться в ссылки) Темная сторона города - Темная сторона города.
@AnnaOpredelenno, без http работает)