Рецензия на книгу Плоды земли от bedda
#самсебедекан (географический факультет)
“Длинная, длинная тропинка стелется по болотам и уходит в леса, – кто проложил ее? Мужчина, первый попавший сюда человек. До него здесь не было тропинки.”
Так начинается роман.
Мы идём вглубь девственного норвежского леса вслед за Исааком. Мы видим, как этот "кряж", "мельничный жёрнов" в одиночку, без устали освобождает пространство для жизни в лесной глуши. Он корчует вековые деревья, подготавливает землю под пашню, строит жилище, обживает потихоньку это дикое место.
Смотреть, как работает другой человек, можно бесконечно(с), это само по себе завораживает. Наблюдать же за трудом Исаака - это как присутствовать при некоем священнодействе. Во многом этому способствует язык Гамсуна, короткие фразы, повторы - как заклинания шамана. Плюс нетронутая, застывшая природа северного края вокруг. Все вместе создает какой-то потрясающий гипнотический эффект.
Этот роман - ода землепашцу, человеку, живущему в единении с природой, по её законам и в её ритме. Такой человек не соперничает, не воюет с ней, он берет лишь необходимое, и земля щедро воздает ему за уважительное отношение.
Исаак - "деревенский житель и телом, и душой, и землепашец, не знающий пощады. Выходец из прошлого, прообраз будущего, человек первых дней земледелия, отроду ему девятьсот лет, и все же он сын своего века." Гамсун искренне восхищается им. Словами Гейслера он говорит, что именно такие люди нужны стране: труженики, для которых сам труд составляет смысл жизни, люди, не путающие цель со средством.
Исаак - это исполинский менгир, который врос в землю и ни на мгновение не покидал её. Здесь его место, здесь его естественная среда, здесь он в своём праве. Его сила притягивает и даёт силы другим. Он - стержень, на котором держится мир, он ядро этого мира.
Его энергия неуёмна. Маленькая делянка, расчищенная в лесу, с годами превращается в большой хутор с мельницей, лесопилкой, кузницей.
Исаак становится зажиточным крестьянином, отцом семейства. Он - хозяин, патриарх в лучшем смысле этого слова. Под суровой оболочкой скрывается добрая душа, любящее сердце, которое отдано жене Ингер.
Ингер - сложный, интересный образ. Изгой в детстве и юности по причине физического дефекта, она прибивается к Исааку поначалу из желания жить подальше от людей. Дальше рождается чувство, основанное на привязанности, благодарности, физическом влечении, взаимной заботе и совместном труде. Ингер, как и Исаак, рождена для жизни на земле, она - пара ему. Но у неё свои демоны, порождённые уродством и связанными с ним психотравмами, которые управляют её поступками и мыслями. В ней сочетается несочетаемое: сострадание с жестокостью, мудрость с глупостью, религиозность с греховностью.
"Ингер сильная женщина, полная слабости." За её внутренней и внешней трансформацией было очень интересно наблюдать.
Люди-труженики, добившиеся процветания собственным усердием и упорством, всегда вызывают жгучую зависть бездельников, сплетников и пропойц.
Самыми первыми завистниками, как правило, становятся родственники, потом соседи. Старуха Олина и Бреде Ольсен из таких.
Подумалось, что именно благодаря таким Олинам и Ольсенам стала возможна коллективизация в СССР, именно такие радели за раскулачивание зажиточных соседей-крестьян, наживших свои блага собственным тяжким трудом.
Как будто кстати роман издан в 1917 году.
Многие социальные и философские вопросы затрагиваются в книге, много в ней тем для обдумывания, не сразу удаётся выйти из-под гамсунского гипноза...
Со второй попытки ты всё же одолела географический) И выбор отличный)
@liu, ага, тут уж я не промахнулась) Знаешь, такое чтение медитативное получилось, прямо как "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова...". Гамсун тебя так убаюкивает, заговаривает, и в таком же ритме потом сообщает о какой-нибудь чудовищной сермяжной правде - ушат холодной воды.
@bedda, не могу пока ничего умного сказать по поводу Гамсуна, он всё ещё только в планах) и вот эта фраза о сермяжной правде - звучит заманчиво и жутко одновременно.
@liu, там действительно волосы становятся дыбом от поступков некоторых селян и особенно от того, как цинично-просто они сами их объясняют, а другие - на них реагируют.
я у Гамсуна читал Мистерии и Голод..
последняя книга шикарна)
эту тоже заберу
@psycho, Голод мне тоже понравился, очень необычно, и отличается от других вещей Гамсуна, которые я читала. Мистерии на очереди) А ещё понравились Пан и Виктория. Вообще Гамсун колдовски как-то пишет)