Рецензия на книгу Ярмарка тщеславия от lorikieriki
После прочтения не могу сказать, что книга сильно понравилась или что автор автоматически становится любимым, нет. Но какие-то моменты в книге цепляли, и где-то с автором я была совсем не согласна. Роман без героя – здесь нет главного героя, но множество персонажей, почти каждому автор старается внимание уделить.
Знакомство с сюжетом начинается с двух девушек – Эмилии и Ребекки –только что окончивших пансион и вступающий во взрослый мир. Первая – воздушное создание, готовится к встрече с женихом-другом детства и мечтает только любить и быть любимой. Вторая – сирота –готова зубами вцепиться в любую возможность вылезти из бедности, а если возможности не будет, то создать ее. В целом за это Ребекку нельзя не уважать.
Постепенно становится ясно, что глупенькая Эмилия практически ни на что не способна, кроме как лить слезы и любить, а ее слепое обожание Джорджа, возведенное в абсолют, просто выбешивает, эдакая наивность существует, подумать только. Понятно, что и Ребекка вроде и хитра, но часто промахивается, хотя, надо отдать ей должное, не унывает, а пытается выиграть с плохим раскладом. Да и все вокруг, вся эта Ярмарка тщеславия, под пером автора выглядят неприятно и подчас отвратительно. Мужчины лицемерны и меркантильны, женщины лицемерны и меркантильны, все думает только как разбогатеть и к ногам богачей готовы склоняться сколь угодно долго и усердно.
Автор иронизирует поначалу, а потом и вовсе то и дело плюется сарказмом и осуждает. И в этом я его не понимаю: во времена Теккерея, а тем более в ту эпоху, которая возникает в романе, у женщин чаще всего и не было никакой другой возможности обеспечить себя и своих детей, кроме как удачно выйти замуж –за богатого. Любовь любовью, но в бедности жить, я думаю, девушки не хотели. Все эти разговоры про зайку и лужайку, про брак с ровней по любви – это фантазии автора, пасторальные и наивные. Ничто так не старит и не портит характер женщине, как нищета, и это нищета на фоне начала 19 века. Так что осуждать за это Ребекку, да и многих девушек в романе, я не могу. Единственная карьера для женщины – удачно продаться, но дело не в тщеславии, по крайней мере не всегда.
Мужчины здесь тоже неприятные, моты и повесы, пьяницы и врали, даже милейшего безнадежно влюбленного капитана Доббина автор умудрился укорить в быстром таланте к лицемерию. Пожалуй, тольк Джоз Седли, несмотря на усилия автора, все равно производит впечатление безобидного веселого шалопая, хотя и оказался трусом и неблагодарным сыном.
В общем, мораль сей басни – деньги портят если не всех, то многих. Как и желание их обрести. Заставляют совершать неблаговидные поступки, рвать отношения с родными и близкими, плевать на моральные устои, лицемерить и изворачиваться и так далее. Однако! Финал меня не впечатлил, во-первых, всех плохих наказали, а некоторых даже и обелили перед их смертью. Во-вторых, почему этой амебной курице Эмилии досталось заслуженное, от имени автора, счастье? Она всю дорогу вела себя как не знаю кто, но щедрая душа, деньги не ценила и потому чиста. Ее это упивание Джорджем в течение 20 лет просто убивало, и крайне удивительно, что пара слов и записка разрушили эту иллюзию. В жизни бы ни за что она этого Доббина не оценила бы.
Итого: у меня много претензий к книге и автору, не убедил он меня)