Рецензия на книгу Молчание от san.d.ark
#Добро1_3курс (Диплом)
#вокругсветазалето (Азия)
Япония и христианство? Для меня в этом союзе не было уже ничего удивительного… Если говорить о России, у нас есть известный русский-японский святой – Николай Японский, миссионер и первый архиепископ, почитаемый в обеих странах. В городе, в рамках японской культуры нередко устраивались выставки, ему посвященные, в мою университетскую бытность. История пребывания русского пастыря в японской стране очень интересна и плодотворна, однако это все было в 19-20 веках, а в книге Сюсаку Эндо мы знакомимся с историей японского христианства в первом своем столетии, которое появилось на этих островах еще в 17 веке.
Португалия и Испания, Англия и Голландия – две христианские конфессии, католицизм и протестантство, борются за влияние на новой, еще не освоенной земле. Первоначально все шло хорошо, и тысячи новообращенных исповедовали новую веру, строились храмы и семинарии. Однако, через недолгое время, японское правительство запретило иноземную религию и начало жесточайшую борьбу с ее проповедниками и последователями. Казалось бы, что плохого в том, что люди учатся быть милосердными, терпеть и прощать?... Но тому ли только учили католические падре, вмешиваясь во внутреннюю политику, пытаясь расширить папские владения… не угрожало ли Японии превращение в одну из колоний Европы? История такова, что зачастую под самыми благородными порывами и стремлениями скрываются неприглядные или корыстные цели.
И всегда ли священниками руководила настоящая, всепоглощающая любовь? Многие относились к японцам как к «язычникам», к чему-то сродни бессловесному скоту, не удосуживаясь понять их культуру и мировоззрение. Не многие стремились даже освоить местный язык, изъясняясь через переводчика.
Но были и другие. Пламенные, с горящими глазами проповедники, твердо стоящие в вере, как, например, падре Себастьян Родригес, герой этой книги. Прибывшим с непоколебимым намерением пострадать за веру Христову, им пришлось столкнуться с трудностями, для многих оказавшимися непосильными. Рим, арена, воин с мечом и воющая языческая толпа, героическая смерть за веру – наверно что-то такое рисовалось португальским падре, примерявших на себя подвиг мучеников – первых христиан. Но как выдержать все пытки, возможно более жестокие и извращенные, как пережить смерть других людей, доверившихся тебе, и, самое страшное, как пережить пытку сомнениями в вере и своей правоте, в истинности поступков? Напрасны ли были многочисленные жертвы невинных людей? И кто победил, принявший смерть или отрекшийся, но сохранивший веру в тайне? И можно ли, предать внешне, остаться верным внутри, не убьет ли живую душу эта раздвоенность, непоправимый внутренний изъян?... И почему молчит Бог?
Много неразрешимых вопросов возникают по прочтению этой книги. Их не может решить автор, да и может ли ответить на них человек?