Рецензия на книгу Человек без свойств от bedda

написала рецензию22 августа 2018 10:55
Оценка книге:
8/10

Треть отпуска в компании с Музилем, поэтому краткой быть никак не получится. Одних заметок по ходу чтения набралось на добротный журнал.

"Человек без свойств" - это гигантский роман идей. Книга нашпигована ими настолько плотно, что для сюжета места почти не остаётся, точнее, он служит своеобразными костылями идеям, помогая им перемещаться в романном пространстве. Мыслей гораздо больше, чем возможностей плавно к ним подвести, поэтому диалоги персонажей нередко напоминают образцы лучшей женской логики из анекдотов, когда уловить связь одного высказывания с другим почти невозможно. На первый и на второй взгляд все это кажется какой-то дикой какофонией и броуновским движением, хотя повествование само по себе линейное и вполне последовательное. Суждения очень необычны и интересны, но их настолько много, что в голове они носятся беспорядочным жужжащим пчелиным роем и отказываются укладываться в какую-либо стройную систему.

Тем не менее есть во всем этом какая-то привлекательность. Возможно, романная идейная неразбериха очень точно передаёт характер эпохи и помогает проникнуться духом начала безумного ХХ века, когда воздух плавился от переизбытка взаимоисключающих утверждений и теорий, стремительного появления новых форм в искусстве и литературе, технического и научного прогресса, разновекторных социальных и политических движений. В таком хаосе противоречивых мыслей и убеждений не может быть общего направления. Нет единой идеи, единой морали, веры; мир выбросил на помойку старомодную скучную униформу, а от новых фасонов разбежались глаза, и совершенно непонятно, что и как выбирать и как это вообще потом носить.

Главный идейный фонтан романа - Ульрих, он же человек без свойств. Свойства у него, конечно, есть, но пребывают они словно в каком-то режиме ожидания, в состоянии какого-то потенциального развития, как яйца некоторых рептилий, из которых вылупляются самцы или самки в зависимости от температуры окружающей среды.
Мы застаем Ульриха за размышлениями о нецелесообразности использования его свойств в существующей реальности. В своё время он трижды с энтузиазмом и не без успеха попробовал самореализоваться в совершенно разных профессиональных сферах, но всякий раз к нему быстро приходило понимание, что мир на любом поприще предлагает одни и те же заурядные способы реализации. Такие реальные возможности малопривлекательны и неинтересны для Ульриха, поэтому он занимается, ни много ни мало, обдумыванием вопроса об отмене реальности и возникновении потенциально возможных других реальностей, где бы его свойствам можно было бы найти достойное применение. Другими словами, Ульрих витает в мире "conjuntivus potentialis", а в реальном времени охотно делится своими выкладками со всеми желающими в промежутках между амурными похождениями (а чаще - во время их).

А тем временем (да, простите, мы в Вене образца 1913 года) шпионы на хвосте приносят весть, что в Германии готовятся пышно отпраздновать 30-летие правления их императора, которое состоится в апреле 1918 года. Доплюнуть и переплюнуть - вот достойная задача! А потому необходимо затмить жалкий немецкий апрель целым австрийским годом в честь 70-летия правления Франца Иосифа, которое тоже приходится на 1918 год.
Ульрих волей случая вливается в организационную группу по выработке основной идеи торжественного мероприятия... И тысячи страниц романа не хватило, чтобы эту единственную идею, годную для всех, отыскать.
Смешно, но патриотическая высокодуховная акция, цель которой - сплотить народ, ещё на начальном этапе только разъединила людей внутри страны и вызвала международное недоверие. Не говоря про то, что символ Империи не доживет до 1918 года, как и сама империя, гарантом нерушимости которой он являлся.

По стилю "Человек без свойств" мне очень напомнил "Игру в бисер" и "Доктора Фаустуса", только помноженных друг на друга и возведённых в степень. Однако не возьмусь утверждать, что Музиль схож с Гессе и Манном: возможно, все дело в переводчике Соломоне Апте, который перевёл эти три книги, и был схож с самим собой.

П.С. Кстати, роман этот незаконченный, и судя по всему, Музиль с легкостью добавил бы ещё пару тысяч страниц.
П.П.С. Если кто не понял - мне понравилось!

Катя (@rina_rot)22 августа 2018 11:29

Еще пару тысяч? А прям чувствуется, что роман не закончен?)

Ответить

@bedda22 августа 2018 12:09

@rina_rot, понимаешь, с учетом того, что динамичного сюжета нет, то и чувства сожаления, что не узнал, чем дело кончится, тоже нет. И все-таки Музиль ввёл некоторых персонажей, судьба которых мне была бы интересна) Прикол в том, что некоторые из них появились едва ли не под конец, поэтому предполагаю, что Санта Барбаре не видно было бы конца)

Ответить

МарьВанна (@natalya.s.alex)22 августа 2018 12:55

так хочу прочитать, но , чувствую, решусь только на пенсии)

Ответить

@bedda22 августа 2018 15:32

@natalya.s.alex, ты знаешь, эта книга, возможно, как раз тот случай, когда лучше всего читать по две-три главы в день в течение года, и не рискуешь потерять нить повествования, наоборот, сможешь лучше воспринять смысл идей на свежую голову) Так что, как вариант, можно начать чтение сейчас и растянуть его до пенсии))

Ответить
Похожие рецензии
@julie Юлия Самохвал 21 сентября 2018
Очень сложно оценить эту книгу как художественное произведение, потому что по сути она таковым не является, для меня по крайней мере. Да, есть минимальный сюжет ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт