Рецензия на книгу Яма от Anastasia375
Александр Куприн, без сомнений, совершенно стихийный, дьявольски энергичный и жадный до жизни писатель, не уступающий своим более известным современникам - Горькому и Чехову. Звезда на небосклоне Серебряного века, писатель, «который должен был родится мореплавателем и сражаться с пиратами», Куприн, наверное, самый откровенный, честный прежде всего с самим собой и искренний русский писатель. Чтобы понять Куприна, не нужно читать его биографии, да и сам он при жизни никогда своих собственных авантюр не описывал, вся его жизнь, его характер и его стихия – это его произведения.
«Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству»
Если осмелиться сравнить «Воскресение» Толстого, «На Дне» Горького и «Яму» Куприна, то последний в чем-то даже превзошел великих мастеров и гротескно воплотил «зеркало русской революции» и «человека гордого» в повсеместную катастрофу социального зла и обстоятельств жизненной силы порочного круга. «Яма», наверное, самое многослойное, сложное и глубокое произведение из моего последнего прочитанного, однозначно наполненное противоречиями. Однако, как ни странно, именно его можно назвать наиболее актуальном, острым и вневременным, потому как «классика не разменивается по мелочам», а бьет по самым больным точкам человечества, а именно по несовершенной и местами уродливой, злой и грязной животной природе человека, душе хоть уже просвещенной, возвышенной и чувственной, а все же местами гаденькой…
Именно несовершенство и слабость внутренней человеческой натуры в совокупности с желанием оправдать свои пороки и выставить себя как можно более живописней, образует внешнюю систему механизмов общественного зла, которое невозможно искоренить. Такое зло можно объявить вне закона, можно упорядочить и обложить налогами, но оно будет жить в любых внешних обстоятельствах пока будет жить внутри человека гнильцо слабости и животной природы - порочный спрос, который будет вечно провокационно ловить в свои сети условности заблудшие души в унынии. В «Яме» нет трагедии, нет драмы, есть нестерпимое и неразрешимое повседневное зло и есть жизнь, которая заканчивается ничем и не несет в себе моральных нравоучений и педагогических наставлений. И об этой жизни нужно вовремя узнать.