Рецензия на книгу Герой нашего времени от Headless
"...было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал". Весело было Михаилу Юрьевичу. А нам хлебай.
Никогда меня не привлекал Печорин. Особенно в сравнении с Онегиным. А параллелей тут вагон и маленькая тележка - и свои письма, и дуэль, и дружба, и объяснения. Но есть между Онегиным и Печориным большая разница - Онегин чувствовать способен. И ошибка его была трагична и возведена в идею всего романа. Пушкин даже задумывал сделать финал на Сенатской площади, где Онегин среди декабристов кровь прольёт.
Печорин кровь проливает. Немножко. Страдает. Тоже немножко. Умирает. Хотела сказать, немножко, но нет, по дороге. Только теперь перечитывая, поймала себя на мысли, а ведь его реального психологического портрета у нас нет. То, что все цитируют, это же охмурение Мэри, не более. Никакой конкретики, кроме милой детали про предсказание о смерти от рук злой жены, он о себе не рассказывает. Так что его поступки - вот его портрет.
Неприглядный. Без преувеличения можно сказать, что человек это страшный. Именно потому, что он не злодей. Злодей успокоит вас своими изначально отвратными намерениями, за ним идёт молва, если это светский персонаж, его вы почувствуете, если разбираетесь в людях. Печорину плевать. И на вас, и на то, что он с вами творит. Он неоднократно называет себя рукой судьбы, палачом, сетует, что несёт людям беды. А потом продолжает нести их вместо того, чтобы остановиться. "Не стану есть, не буду слушать, умру среди твоих садов. Подумала - и стала кушать".
И отчего он такой? От того же, отчего Онегин. По той же причине, почему у Толстого детство было как у старичка. Любить, дружить, сочувствовать, сострадать, заботиться людей учат. Или они сами учатся у кого-то, но это тоже обучение. А если вокруг этого не было, откуда взяться в душе? Вот и являются "руки судьбы".
Хотела написать о других рассказчиках, портретах, Максиме Максимовиче, Кавказе, наконец, но Печорин и тут верен себе и велит закончить повествование о себе любимом. Что ж, покорюсь.
#БК_2019 (2. Книга, повествование в которой ведётся от лица нескольких героев).
А я подумала, это подойдёт для пункта молодом писателе. Что-нибудь задумала на этот пункт?
@Nyut, и на этот пункт подойдёт легко. А я пока ничего, но хотела Достоевского, только, кажется, не получится, крупные вещи писал, когда ему было за тридцать. Надо с датами совпасть.
Да, я тоже в поиске ранних произведений классиков)
@Nyut, думаю, мне, как обычно, что-то случайно попадётся совсем неожиданное. Вплоть до современных авторов.)
Я о многом подумала, читая. Явился передо мной, как написал бы Булгаков, из золочёного фонарями сумрака король Болдуин в своей узорной серебряной маске и со своим вечным "король может управлять человеком, но душа - достояние лишь этого человека", и Лорка грустно усмехнулся от своей театральной ширмы, потому что "тин-тин-тан, со свечою Сан-Хуан". А потом я поняла, что никто не поймёт этих отсылок и всегда и снова решат, что выпендриваюсь. А я к тому, что мы сами решаем, что делать нам. И сами несём ответственность за добровольную слепоту. Это так, милосердный контрольный добитому Печорину.
@Headless, посмотрим)
А к Печорину и Онегину у меня нежные чувства - возможно, потому что читано давно, никакого осуждения не осталось
@Mariachi, ты мне отсылки разгадай, пожалуйста.) И спасибо. А он да, ответ должен держать, совершенно этого не хотел, даже не понимал, что надо бы.
@Nyut, Онегина я понять готова, он не страшный. А Печорин - бррр, лучше не встречаться с такими.
Прекрасная рецензия! Вы, можно сказать, передали мои эмоции от прочтения)
@oksanamore, спасибо.)