Рецензия на книгу Зулейха открывает глаза от neveroff
Я окончательно понял: мне не столь важно о чем книга, важнее насколько умело она написана. В который раз попадается сильная история, загубленная слабой подачей.
«И они ещё борются за почётное звание «дома высокой культуры быта», а?..»
В смысле – пытаются такую стилистику приплести к «современной классике»! Но обо все по порядку.
Роман состоит из четырех частей и каждая читается как отдельное произведение, нет целостности и грамотного перехода. Это, на мой взгляд, один из недостатков.
Часть 1. «Мокрая курица» (Оценка интересности – 2 балла)
Знакомство с татарочкой Зулейхой, ее мужем и свекровью, похороненными дочерьми, их домом где-то в Казанской области, деревенским укладом, бытом и образом жизни конца 20-х годов XX столетия.
Здесь я столкнулся с дикими семейными отношениями, от которых возникает один вопрос – «Почему там было не 99-типроцентный уровень самоубийств?».
И вот после раскрепощающего слова «НЭП» приходит смертоносное слово «Раскулачивание». О чем тут можно говорить? Только о самой системе, когда может быть и неплохая идея бороться с теми, кто не дает мирно работать простым людям, из-за испорченного телефона (всесоюзное начальство – республиканское начальство – областное начальство – районное начальство – местное начальство – органы исполнения) и человеческого фактора превращается в банальный грабеж и сведение счетов с неугодными. Потому что в итоге головы летят как раз у трудолюбиво работающих граждан, т.к. в местном начальстве и органах исполнения находятся те, кто работать не хочет или с кем закон и подразумевал борьбу. А отчет надо сдавать. Весь СССР того времени построен на системе отчетов и показателей.
Часть 2. «Куда? В дорогу!» (Оценка интересности – 5 баллов)
Зулейха засунута в поезд, который везет «граждан эксплуататоров» к лучшей жизни, где их научат работать. Преподавать эту науку будут, естественно, те, кто не работал вообще никогда — уголовники и партийные работники.
Куда их конкретно отвезти, похоже, не знают не только сопровождающие чекисты, но даже отправившее их начальство. Чем кормить, как охранять (вроде не зэки же), как обогревать – никто ничего не знает.
Здесь читателя ждет знакомство с людьми разных поколений и главное – разных социальных слоев. От рецидивистов, попавших под новую статью как кулаки до настоящей ленинградской интеллигенции. Именно она, интеллигенция, показывает растерянным командирчикам и быдловатым большевистским солдафонам кто в доме настоящий хозяин. По крайней мере – нравственный и моральный глава.
И именно на этой интеллигенции держится интерес к данной части. Остальное – важная часть нашей истории, трагические судьбы наших предков, страшная ошибка прошлого, но рассказанная топорно, грубо и скучно.
Часть 3. «Жить» (Оценка интересности – 7 баллов)
Переселенцы попадают на пустое место на берегу Ангары и должны там основать поселочек. Видимо автору было мало издевательств советского режима над этим народом, она, для пущей драматизации отобрала у них съестные припасы и инструменты, положенные и выданные заранее. Ну что ж – здесь получилось сгустить краски более ровно, как нужно для сюжета, но хотя бы логично.
Эта часть, действительно интересная. Ради нее и стоит браться за роман. Именно тут будет видно кто чего стоит, как меняются (или не меняются) люди в сложнейшей среде – в ситуации выживания.
Как тот, кто привык лизать задницу «гражданину начальнику» продолжит это делать, хотя и начальник-то такой себе…
Как тот, кто привык быть покорной мусульманской женой неожиданно для самой себя откроет иной мир, где можно быть ко всему прочему еще и добытчицей. И даже деньги зарабатывать.
Как тот, кто привык к парижской и петербургской культуре, будет искать возможность сохранить свой внутренний мир и одновременно приспособить тело под тяжкий, до этого момента неведомый труд…
А ведь еще их в будущем ждет война…
Также здесь видно почему так легко находили в те годы «врагов народа», почему писались доносы и процветали стукачи. Почему одним таким потоком капали звездочки на погоны, а других, более достойных, снимали с должностей, иногда и со всеми отягчающими обстоятельствами.
Единственная часть, где я не думал: много ли там еще до финала? Кстати, основной интерес снова-таки держался на персонажах из бывшей интеллигенции.
Часть 4. «Возвращение» (Оценка интересности – 5 баллов)
По сути, эпилог и предварительный плавный переход к нему. По сюжету особо говорить нечего. По эмоциям и мыслям? Ну – такое, что-то абстрактно-философское.
Например.
Почему-то тот, кто менее всего достоин, оказывается у власти. Ответ есть и он очевиден: тот кто достоен — занят делом. А вот такой элемент… Его работа как раз присматриваться и топить конкурентов. Все логично. Но от этого к правительству еще меньше уважения получается…
Подчиненные больше слушаются и лучше выполняют требования жестокого начальника, а не справедливого, желающего по-дружески настроить работу. С этим много раз сталкивался и в сегодняшней жизни, и в гораздо более простых условиях. Почему так – непонятно.
Почему за столько лет никто не отвел «смотрящего» в лес и не покормил волков – непонятно. Хотя и сам бы так не поступил, скорее всего, так что нечего и спрашивать. Тот, кто на такое способен, такими вопросами не задается.
Про, так сказать, романтическую линию я промолчу. Не потому что она плохая или неправдоподобная. А потому что ее нет. То что описано и выдано за любовь – совершенно естественная в таких условиях ситуация и никаких «ах» на ее счет в голове возникать не может. Плюс это необходимо сугубо для сюжета.
Итог впечатлений:
2 + 5 + 7 +5 = 19 баллов, среднее арифметическое 4,75. Округляю в большую сторону – 5. Плюс балл за название (это ниже). Итоговую «шестерку» считаю, хоть и завышенной, но объективной оценкой данному произведению. Теперь плюсы и минусы.
Плюсы:
- Главная тема. На фоне модной сегодня ностальгии по Советскому Союзу, особенно у поколения, которое родилось уже после его развала, очень неплохо показать, что и тогда времена были разные. Не только кошерный брежневский «застой», но и голод 20х, и массовые репрессии 30х, и война 40х. Могу еще про изнасилованных балерин в хрущевскую «оттепель» 60х вспомнить и про тройной одеколон в андроповское «сухозаконье» 80х, но это будет совсем другая история.
Важно иное: живите сейчас, сегодня, радуйтесь тому, что есть, самое главное – развивайтесь. Как и делали те люди из Союза, по которым так бездумно ностальгируют. Живите своей жизнью. Пока не пришел кто-то раскулачивать и не пририсовал вам новую жизнь, с чужого плеча…
- Персонажи-ленинградцы: Сумлинский, Изабелла Леопольдовна, Иконников, а также казанец Лейбе. На них глаз и душа отдыхали.
- Образ свекрови по прозвищу Упыриха. Точнее ее постоянное явление Зулейхе в виде призрака. Здесь это выглядело свежим и интересным решением.
- Сын Зулейхи Юзуф. Не сам по себе, а как символ будущего. Надежды, что в стране останутся потомки не только устоявшейся власти в лице бывшего зэка Горелова, но и Изабеллы, Иконникова, Лейбе. Не просто так каждый из перечисленных учил мальчика чему-нибудь.
- Название. Это, наверное, самый главный плюс. Эта фраза «Зулейха открывает глаза» в тексте встречается пять раз. В прямом значении. В смысле – веки подняла. Но по ходу повествования эта женщина открывает глаза и своему сознанию. Начинает понимать, что когда меняется мир, то меняются и устои, традиции. И что нужно жить своей головой, а не «так деды делали». Вот эта мини-игра слов тронула меня больше всего во всей книге. Честно.
Минусы:
На самом деле их много, это и стиль, и неумение держать нить сюжета в напряжении, и ненужные в данном случае истории «что случилось с теми, кто сделал каку нашим героям» а-ля «Парфюмер» Зюскинда. Но вот почему книга, на мой взгляд, никак не может претендовать на классику:
- Эпитеты и метафоры. Они должны быть сочными. Но «сочный» — это не обязательно еда. Писательница про это забыла. Поэтому основная масса сравнений будет связано со съестным, чаще всего с тестом. «Тело тестом растекается по ступеням», «Мысли неповоротливые, как хлебное тесто», «Берег круто вспучивался, словно подоспевшее в кадушке тесто» и так далее.
- Повторения сравнений. Я не помню сколько раз «дверь отворялась за мгновение до того, как [герой] успел ее открыть» или сколько раз она неожиданно раскрывается во время последнего действия персонажа (положила последний предмет, дошла до последней ступеньки), но это порядком надоело. И, кстати, дверь постоянно или скрипит, или хлопает. Не стукает, не гремит, не еще что-то, а только хлопает. Прям новогодняя хлопушка какая-то…
- Однобокость персонажей. Нет у людей развития личностного. Вот кто изначально был положительным, тот таким и остался, на том же уровне. Кто был поганцем, так и остался. На том же уровне. Кто был способен на поступки с большой буквы, тот их и совершил. Зулейха вроде меняет мировоззрение, но на самом деле это та же «мокрая курица» из первой части, которая просто себе позволила поступать по собственному усмотрению. Но личностно – она та же, с той же кашей в голове. Лейбе поменялся относительно вступления в рассказ, но на самом деле он вернулся к самому себе привычному, мы же с ним знакомимся в момент ненормальности. Комендант Игнатов, вроде должен был осознать всю подставу именно системы, а не конкретного человека, но чего-то это как зашло в изрядно пропитые мозги, так и улетело. А вообще как был мужлан, так и остался.
В общем, судьба каждого персонажа предсказуема на 100% при первом же знакомстве.
- Цельность романа. Это я в начале сказал: части слеплены друг с другом грубо, переход не по логике событий, а по воле автора. В принципе между первой и второй это еще приемлемо – как бы аналогия на судьбы, вырванные из привычной жизни. Но последующие – нет.
Мне запросто могут сказать – ну и что, главное, что история хорошая. Я же отвечу – нет, это главное, если мы сидим в пионерлагере и ночью слушаем вожатого. А если в руках книга, да еще и претендующая на большую литературу (о чем даже во введении намекается целой Людмилой Улицкой), то главное КАК история подана, а не только сама идея. У нас в классике и так уже хватает Буниных с их пресловутыми круглыми коленками, не надо туда все подряд пихать, что по уровню сильнее, чем русское фэнтези.
#БК_2019 (Книга, название которой состоит из трех слов)
я рецензией прям зачиталась. Так по полочкам только ты умеешь))
а еще, я смотрю тебе списки нашего дома явно приглянулись))
@chupacabra, у вас очень хорошие списки, безусловно))
И спасибо за комплимент моим скромным способностям. Вот непонятное к книге осталось ощущение - вроде есть много чего сказать, значит зацепила же? Но если спросить понравилось ли, то первая мысль - нет. Хотя и без категоричности.))
После такой рецензии и книга не нужна хD
Я на самом деле полностью солидарна на счёт подачи, не могу я полюбить историю, какой бы сильной она не была, если манера автора мне не близка)
я даже до середины не осилила это произведение
@loki, потому что там первая часть из четырех - ультра-мега-нудотно-примитивная... Потом лучше, но до "Детей Арбата" не дотягивает даже на километр ни в одной строке. Притом что и к Рыбакову есть за что придраться.
@ottovi, и это правильно, мне кажется. По большому счету мы сидим и слушаем как нам рассказывают историю. А ведь даже самый смешной анекдот можно рассказать так неинтересно, что всем будет скучно. С книгами аналогично, я считаю...
@neveroff, меня ещё Зулейха раздражала, я понимаю, менталитет, все дела, но это выше моего понимания
М-да, очередной раз видно, что минусы ставят исключительно за несогласие с их мнением
@loki, да пусть ставят, я тебя умоляю, тем более ставят - я уверен - даже не прочитав...
Сама Зулейха мне нормально. Ее воспитали быть такой она такой и была. Ее колдовские штучки, мысли про свекровь, мужа, дочек, домовых - это все интересно. Нет претензии к персонажам (кроме того что они не взрослеют психологически) и самой истории. У меня все претензии к удивительно бездарно поданной информации. Чуть что сравнивать с едой, к место у не к месту. Постоянно открывать дверь "прежде чем коснулась ручки" и все такое - это примитивизм.
Ну и не люблю я когда одни "мужики и бабы", а "мужчин и женщин" мизер...
@loki, у Неверова такой рейтинг, что все минусы идут лесом, мы то не перестанем плюсовать! :)