Рецензия на книгу Пассажир от Memorium
#книжный_марафон
Даже и не знаю. Книга производит чрезвычайно противоречивое впечатление. Безусловно великолепная, она заняла мой разум с первых же строк. Из произведений Жана-Кристофа Гранже мне до этого довелось прочитать лишь «Багровые реки», и без сомнения у автора есть свой стиль, неподражаемый и, думаю, узнаваемый. В обоих детективах он впутывает в череду кровавых событий две противоположности, даёт им в руки концы нити одного клубка и только в самом конце они встречаются, когда весь клубок распутан.
Два почти несвязанных главных персонажа - ход рискованный, в «Багровых реках» стал прямым попаданием, оба персонажа пришлись мне по душе, но вот в «Пассажире» этого не случилось.
Матиас Фрер и Анаис Шатле. Надо сказать, что книгу я читала запоем, на всех парах, лекциях, в метро, дома, за бутербродами и под одеялом. И мои друзья научились прекрасно различать, кто обитает на странице, которую я читаю.
Психиатр. И я потеряна для общества, не реагирую на имя, на громкие звуки, забываю выйти на своей станции, Гранже создал не просто очень интересного персонажа, он создал их шесть, и каждый меня восхищал полнотой и целостностью своей личностью, совершенно разные, он наделил их индивидуальным лексиконом, манерой говорить, одеваться, талантами и недостатками, они все проработаны так детально и очеловечены, что судьба каждого не может остаться безразличной. Особенно тёплое отношение у меня вызвал Януш, даже и не знаю, почему, но его мир мне пришёлся больше всего по душе.
Но вот страница переворачивается, и на сцене в главной роли Анаис Шатле. Она меня откровенно злила, я продиралась сквозь страницы, откладывала книгу буквально после каждого абзаца, боролась с желанием просто пролистнуть до следующего фрагмента с Якушев или Ноно. В рецензиях прочитала, что многим пришлась не по душе романтическая линия. Я против неё ничего не имею, но только не с Анаис в главной роли. Возможно я не права, но она мне показалась совершенно неубедительной, взбалмошной девушкой-подростком с кучей комплексов. Ей тридцать, но ведёт она себя чуть ли не на семнадцать, какой-то непрерывный эмоциональный бунт, да и эмоции эти она совершенно не контролирует, автору приходится то и дело оправдывать ее, приписывать ей какую-то там силу характера, талант сыщика. Но это только слова, в ее поступках нет и тени всего этого, она то и дело срывается, мечется между своими демонами и при этом совершенно не вызывает сочувствия. В расследовании она тоже представляется мне почти бесполезной, на протяжении сюжета она только подбирает крохи того, что удаётся без значка и пушки на бедре выяснить Фреру. Ни одно ее действие в сюжете, ни один план не увенчались успехом, она провалила абсолютно все! И я вовсе не говорю, что в книгах персонажи должны быть все на перечёт супергероями, у них все должно получаться. Вовсе нет, но если уж их постигают неудачи, они должны духовно расти, они должны быть, черт возьми, личностями! Анаис Шатле обладает только подростковым упрямством. Не более.