Рецензия на книгу Вчерашний мир от bedda
Цвейг относится к тому поколению людей, о котором я очень часто задумываюсь. В том смысле, каково это - быть свидетелем и непосредственным участником большой Истории. Две мировые войны, одна страшнее другой. Невероятный технический и научный прогресс. Даже мода - за пару десятков лет она прошла невероятную трансформацию от кринолинов до почти мини. И все эти потрясения выпадают на одну человеческую жизнь. Что должен чувствовать человек, рождённый в одной эпохе, и вдруг, словно машиной времени заброшенный в стремительно меняющуюся реальность другой?
Вот именно об этом и идёт речь в книге. Цвейг замечательно расписал и сопоставил разницу в образе жизни, морали и поведении европейца конца 19-го и начала 20-го веков. Более того, набросанный им портрет типичного австрийца времён правления Франца-Иосифа и господствующий психологический климат в стране во многом помогает понять реакцию европейцев на политические события, которыми так богат был 20-й век.
Книга начинается с рассказа о Вене конца 19-го, стабильной и процветающей, символом которой можно представить дородного и довольного собой и жизнью бюргера. Но вот на пороге новое столетие, и на сцену выходит жадная до всего нового молодежь. Новые направления в культуре и искусстве, научные и медицинские открытия, теория Фрейда.. Не стоит на месте и научно-технический прогресс. Жизнь с каждым годом становится все лучше, все круче.
Новые веяния словно пропитывают воздух и дарят надежду ещё больших перемен, свободы и лучшего общества.
Как ни парадоксально, именно это поколение молодых идеалистов, опьяненных возможностями нового века, легко попадается на удочку пропаганды и ура-патриотизма.
Цвейг замечательно анализирует причины этого явления и всеобщей эйфории, с которой Европа ввязалась в первую мировую. А также расписывает приемы политтехнологий, которые продолжают эффективно действовать и по сей день.
Потрясающе, как меняется тон повествования от главы к главе. Первые главы - мир, юность и венский вальс. Последние - нацистский беспредел, зрелость и немецкие марши.
Помимо глубоких размышлений о судьбах Европы, книга полна рассказов о выдающихся современниках Цвейга. Фрейд, Рильке, Гофмансталь, Штраус, Джойс, Ромен Роллан... Кажется, Цвейг был знаком со всеми грандами европейской культуры.
Отличная книга, восприятие которой слегка подпорчено непрекращающейся духотой. Лучше читать ее осенью-зимой.
Блин! Да это же шедевр какой-то судя по твоему описанию. Почему эта книга мной до сих пор не читана? и главное- я впервые о ней слышу
@natalya.s.alex, ну вот не знаю, почему) Я пока читала «Венскую» главу, все вспоминала «Когда Ницше плакал») Вообще много произведений так или иначе всплывали в памяти. Музиль,
Рильке, конечно, а ещё «Пражское кладбище» и даже «Мир глазами Гарпа» с Грильпарцером.
Ты меня очень заинтересовала своей рецензией! Добавлю в хотелки книгу, пожалуй)