Рецензия на книгу Мастерская кукол от san.d.ark
Название книги оказалось для меня очень привлекательным - казалось бы, сколько красивых, искусно сделанных миниатюрных вещиц может таиться в мастерской кукол, но для Айрис, девушки, ежедневно расписывающей бесчисленные фарфоровые головки, эта работа кажется нудной, рутинной, а само рабочее место и хозяйка - не из приятных.
У Айрис есть сестра близнец Роз, но между девушками с милыми цветочными именами нет нежной привязанности, в силу старых обид и непонимания.
Мечта Айрис стать художницей не вызывает сочувствия у окружающих, но ей выпадает шанс все изменить. Молодой художник Луис предлагает Айрис позировать для его картины и обучать рисунку и живописи.
Часть книги, связанную с темой искусства читать было интересно: достаточно было уделено внимания самому процессу создания картин, а также было много деталей, относящихся к искусству той эпохи: это и Хрустальный дворец с промышленной выставкой и прерафаэлитское братство с упоминанием реальных художников, в него входивших и их картин. Некоторые даже появляются на страницах книги, но как персонажи они выглядят невыразительными и больше похожи на картонные декорации, хотя временами они и обсуждают реальные ситуации из жизни - например, позирование известной натурщицы Элизабет Сиддал в ванной в образе Офелии. Отчасти оттого, что эта эпоха мне сама по себе интересна, впечатление получилось хорошим.
Дальше все скатывается в женский романчик и доминирует тема любви и отношений, здесь уже эстетики мне было недостаточно.
В третьей части книга превращается буквально в психологический триллер, хотя линия с маньяком-чучельником была намечена с самого начала. Все это напоминало пародию на «Коллекционера», не очень удачную. Кажется, даже часть мыслей и фраз были скопированы из дневника Миранды. Удивило поведение возлюбленного Айрис, казалось бы, в тот момент, когда нетрудно бы обо всем догадаться, он становится легковерным и инфантильным, и Айрис все приходится делать самой, как романтической героине с картины. Кстати, не совсем понятно, как чучельник оказался незамеченным, порезав картину в Академии художеств, и это не привлекло общественного внимания.
Я не сомневалась в благополучном исходе, но почему все же не сказать было пару слов о том, что сталось с чучельником - принимались ли законные меры или все было брошено на произвол судьбы... В итоге мы получаем описание картины, из сюжета которой мы можем узнать все о дальнейшей судьбе Айрис.
В этой книге, на мой взгляд, смешано слишком много тем, которые могли бы стать целой историей. В результате чего все они недостаточно раскрыты. О борьбе принятого обществом классического искусства с новым, о роли натурщицы и музы и неопределенном социальном положении женщины, о женщинах в искусстве и праве на свободное самовыражение и творчество или о маниакальной страсти и болезни - нельзя сказать однозначно, о чем же эта книга, обо всем и ни о чем...
#Ланкастеры