Рецензия на книгу Жутко громко и запредельно близко от assolechka
После этой книги я зареклась никогда больше не вестись на то, что книга мелькает в интернете и во всяких must read списках.
Одна из немногих книг сквозь которую мне пришлось продираться, практически прогрызаться сквозь ужасный стиль написания. Я, конечно, понимаю, что повествование ведется от лица 9-летнего мальчика и эта книга, по сути своей, является сборкой писем самого Оскара и его бабушки с дедушкой. Однако, безумно, нет я бы сказала, запредельно сложно читать постоянные "он/она сказал/сказала". Складывалось ощущение, что этими многочисленными "я сказал" автор пытается набить объем, словно писал не книгу, а диплом в котором есть условия минимума страниц. Конечно можно, повторюсь, списать на то, что это пишет ребенок, но давайте будем честными, если ребенок прекрасно передает косвенную речь, почему бы не передать разговоры в виде диалогов или, на худой конец, сделать нечто на подобие начала "Цветы для Элжерона".
Очень много вопросов по следующим пунктам:
- ключ. Нам всю книгу рассусоливают про поиски чего-то важного, что этот ключ открывает. А что мы в итоге получили?
- Бабушка. Ее отношения с Томом (чуть ниже подробнее). Безумно смутила ее откровенность и подробности ее жизни (во многих местах сексуальной) в письмах маленькому мальчику. Ощущение, что автор хотел зацепить еще некоторую прослойку аудитории вот этими сценами.
- Дедушка. Вот хоть убейте, но абсолютно нелогичный и непонятный персонаж. Я могу понять его любовь к Анне и почему он после ее смерти остался с ее сестрой. Я могу понять почему он не говорит. Часть про бомбежку в Дрездене - самые сильные страницы во всем произведении. Совместная жизнь Тома и бабушки просто укладывается в голове. Их "ничто" и "нечто". Зачем она до последнего врала про глаза? Зачем она потратила столько времени сидя в спальне и лупя по клавише пробела? Хотела жалости от Тома? Так в чем проблема была просто действительно написать всю эту историю, все переживания насчет него?
Безумно сложная книга. Но, к сожалению, сложная она не из-за эмоций, которые вызывает сюжет, а из-за корявости написанного. И очень обидно, что задумка хорошая, а исполнение просто ужаснейшее. Можно было сделать прекрасную драму от лица всех 3 историй (даже 4, если добавить маму Оскара), сделать кучу параллелей с тем как старшее поколение переживало события в Дрездене и 11 сентября. Много чего хорошего можно было сделать. Однако мы имеем то, что имеем.