Рецензия на книгу Пражское кладбище от neveroff
Четвертый прочитанный роман Умберто Эко. И на данный момент он оказался наименее впечатляющим. Я не говорю, что он слабый или не интересный. Просто не захватил так, как предположительно должен был. Автор проделал колоссальную работу, под одной обложкой объединил огромное количество людей и исторических событий. Более того, провел связи между этими событиями. В общем, труд огромный. Но в этом и минус - читателю необходимо быть знатоком европейской истории. Иначе уплываешь и теряешь нити.
Основная идея - взять реально существовавших людей (Дюма, Золя, Фрейд, Дрейфус и т.д.) с помощью которых проследить укоренение в мировом сообществе такой опухоли как антисемитизм. В книге есть только один выдуманный персонаж - главный герой Симоне Симонини. Он шпион и интриган. Он подделывает исторические документы и совершает разного рода авантюры. А еще он, привыкнув конспирироваться и держать язык за зубами, фактически забывает кто он такой. Из-за этого пишет дневник, который и является источником читаемой нами книги.
Этот Симонини мне очень не понравился. Не психологически - тут ясно, что он гнусный, а его манера речи и его гипертрофированная любовь к обжорству... Будьте готовы посреди воспоминаний этого шпиона столкнуться с его предвкушением обжираловки - с рецептами, смакованием вкусовых качеств и тому подобное. Кому-то понравилось, я в курсе. Мне было почти омерзительно.
А вот что наиболее понравилось в книге, что Умберто Эко акцентирует внимание вот на чем: антисемитизм вырос из пасквиля аббата Баррюэля. А пасквиль был выдумкой, фальсификацией. И именно те записи породили теорию, из которой позднее вырос нацизм. В общем, когда врете в письменном виде, то думайте дважды: когда-то эта ложь может стоить жизни миллионам людей.
Интересно, что этот пасквиль не единственный "документ", повлиявший на восприятие общества. Например, нас в школе учат, что император Петр III был чуть ли не идиот, игравший в солдатики. Эта чушь взята из дневников Екатерины II (его жены) и записей ее сподвижников. Т.е. людей, которым было очень нужно опорочить человека и свергнуть с трона (что и было проделано). Явно не объективное мнение.
Или фейковый дневник, написанный скорее всего Алексеем Толстым, выдаваемый за записки Анны Вырубовой, ближайшей подруги Александры Фёдоровны. Там выдумки и про Николая II, и про Распутина. Но факт - не реальные мемуары Вырубовой, а эта ерунда попала как в советские учебники, так и в основу литературных произведений, например Нечистая сила Пикуля.
Так что как ни крути, а историю мы знаем очень плохо, даже если были отличниками в школе. Доверять можно только профессионалам, которые отказываются принимать исключительно каноническую версию, а смотрят с миллиона углов, изучают книги разных эпох и разных стран и специализируются на очень узком временном отрезке.
Эти два абзаца я написал, чтобы показать к каким мыслям может подтолкнуть эта книга. С литературной точки зрения она не тянет на серьезное произведение. С исторической, наверняка, труд гораздо серьезнее. А вот как моторчик, запускающий мыслительный процесс - это да, здесь все отлично. Если это то, что вам нужно именно сейчас.
Вывод: эта книга не подходит для тех, кто не умеет читать медленно. Если ее читать три месяца, раздумывая над каждым эпизодом, то роман понравится несоизмеримо больше, чем если прочитать за три дня, как обычно получается у меня. Произведение для интеллектуального смакования. Исключительно НЕ чтиво. Правда, чтобы смаковать, нужно быть очень подготовленным с точки зрения истории Европы XIX века. Иначе - печалька получится.
У меня уже с десяток таких книг накопилось, где нужно читать только медленно. А я уже так не могу. Прям проблема стала. То же Имя розы ждет медленной перечитки. Т.к. первый раз было очень быстро и понятно поверхностно.
А книгу добавлю в этот десяток. Что уж там, будет двадцатник
Я думала, академия - мой шанс познакомиться с автором, и собиралась завтра начать читать эту книгу, но вот теперь даже не знаю, что делать...
@lerochka, Лера, если "Имя розы" было понятно лишь поверхностно, то даже не знаю как тебе понравится эта. Могу только порекомендовать одно: забудь, что это все по реальным событиям и читай просто как обычный рассказ. Может тогда будет интереснее - меня отвлекало постоянное заглядывание в Википедию за прокачкой моей скудной эрудиции.))
@safoosha, даже не знаю что бы посоветовал самому себе, будь на вашем месте. Может если не знакомы с автором пойдет лучше. Меня могли подвести завышенные ожидания после "Имя розы" и "Маятника Фуко".
В любом случае - можно начать, а после 50 страниц бросить, если окажется конкретно не то.))
@neveroff, главное, чтобы потом не отбило охоту читать другие книги автора) Как я понимаю, для человека, который глубокими знаниями в области истории не может похвастать (то есть для меня), есть вариант гуглить если что?
Про игру в солдатиков у меня в детской книге "я познаю мир" было написанной, только пять лет назад узнал что это ложь. Тебе мысли меня посещали после просмотра фильма "две королевы", ведь потом поколения будут думать, что при дворе у Марии Стюарт были чёрные и голубые. Все с годами обрастает паутиной лжи.
И хотел сказать про долгое чтение, три месяца это ничего, я " Потерянный рай" пол года читал))))
@Safoosha, да, я много гуглил. Многое интересное и новое оказалось. Насчет отбить охоту - держите в голове два слова "Имя розы" и будет все хорошо, не отобьет))
@dufrein, у меня даже в учебниках это было про солдатиков. И в той же книге иллюстрация Багратиона перед макетом битвы. Он тоже игрался в солдатиков?))
Ну а я вот не умею читать медленно((( если книгу за неделю не дочитал, то у меня уже комплексы начинаются. Хотя уже и не вспомню что читал целую неделю ))
@neveroff, я поэтому читаю сразу книги 3, плюс две слушаю))))
@Dufrein, ого)) я обычно одну слушаю и одну читаю
@Safoosha, ну почему же так категорично сначала, это дело вкуса) я впервые у него прочитала именно эту книгу и была в полном восторге (правда, сцены с едой расстраивали - я всегда хотела есть, когда читала книгу). В рецензии очень точно подмечено, что читать эту книгу нужно медленно, тогда удовольствие точно будет)
@oxnaxy, мне тоже понравилось невероятно) У меня вообще десятки всем его романам, я даже не могу сказать, который из них мне нравится больше, они все разные и каждый имеет свою изюминку) Главный герой, хоть и отвратительный, но отторжения не вызывал у меня, мне было интересно следить за его аморальными приключениями))
@bedda, на каком языке его имеешь?
@bedda, согласна, в финале мне его было жаль, да и не хотелось, чтобы книга кончилась)
@oxnaxy, ох, ну вот, теперь точно надо читать) Хотя со скоростью у меня сейчас проблемы - я не читала половину августа и теперь читаю слишком быстро))
@natalya.s.alex, в бумаге у меня все романы Эко только на итальянском)
@bedda, а прочитала все его книги? Если да, то сразу другой вопрос - есть ли что-то по атмосфере похожее на "Имя розы" (эпоха не важна)? Она для меня прям на огромной высоте. Почитать еще Эко хочется, но так, чтобы понравилось. Неприятно, что пошло по нисходящей его восприятие.
@neveroff, не все, только крупные романы за исключением Острова накануне. Маятник Фуко ты читал, а Баудолино, хоть и о средневековье, но схож с Пражским кладбищем сюжетно: там Баудолино «поучаствовал» во всех средневековых событиях и легендах. В общем, если хочешь средневековой атмосферы, то найдёшь ее там в избытке, плюс герой - симпатичный враль. Но если в Кладбище тебе не понравилась идея этих фальсификаций, то Баудолино ими как раз полон.
@bedda, так идея фальсификация мне как раз единственное, что очень сильно понравилось. Потому что эта идея ложится идеально на мое видение мировых проблем))
По сути мне не понравились две вещи - смакование еды и то, что Эко в очередной раз макнул меня в мою необразованность))
@bedda, так что я присмотрюсь к Баудолино. И наверное занесу Маятник к перечитыванию. Спасибо тебе)
@neveroff, не ну образованностью с Эко тягаться некомильфо)) Мне повезло, что я с переездом в Италию хотя бы наслышана о Рисорджименто, так что хотя бы знала, кто такие карбонарии, но история Ньево, например, мне была незнакома. Зато я едва не хлопала в ладоши оттого, что знала про историю Дрейфуса-Эстерхази) Кстати, в Баудолино с этим немного проще: уж о Туринской плащанице ты точно слыхал))
@bedda, при упоминании дела Дрейфуса я тоже прям выдохнул с гордостью. Типа, ну хоть что-то я знаю))
Плащаницу с ликом, конечно, знаю. Подняла мне самооценку))
@neveroff, да насчет реальности я как раз и не парюсь. Мне нужно просто картину истории уловить и взгляды в той истории, хоть и выдуманной.
@lerochka, ну вот тут в том и дело, что история не выдуманная. Все события и люди - реальные. Кроме главного персонажа, через чью призму это все показано.
@neveroff, когда так начинают убеждать в реальности, сразу начинаю сомневаться в этой реальности))
@lerochka, так легко же проверить)) Там не какие-то события, а самые ключевые исторические факты, в любой энциклопедии расписанные.