Рецензия на книгу Милый друг от v1shn

написала рецензию25 сентября 2019 12:09
Оценка книге:
8/10

Если бы мне пришлось одним предложением описывать «Милого друга» одного из самых известных французских писателей девятнадцатого века, с написанием фамилии которого я путаюсь вот уже сколько лет и всё никак не могу запомнить, я бы сказала так: это роман, в котором на фоне событий сюжета и любовных перипетий раскрывается торжество инфантильности и эгоизма, царящих не только во всём обществе в целом, но и в масштабе отдельно взятого человека. И, в общем, наверное, мой ответ был бы довольно исчерпывающим.

«Милый друг» – это действительно не только о нехорошем с этической точки зрения человеке, антигерое, ради собственных удобства и выгоды готовом пройтись по головам, которые, к слову, самостоятельно ему же и подставляются по причине своей наивности и неразумности; это роман по большей части именно о качествах, которые зачастую приходят вкупе с отношениями, всё более со временем закрепляющимися едва ли не в каждом обществе, переходя из экономической сферы его жизнедеятельности в социальную.
Не то важно в данной книге, сколько богатых дам обольстил красавец главный герой, сколько из них использовал ради достижения своих алчных целей, сколько важно то, что даже многочисленные детали здесь сводятся всего к одной главной составляющей произведения – решительно новой, только-только взращивающейся в обществе девятнадцатого века человеческой натуре, которую в современности можно встретить уже, пожалуй, куда чаще, даже несмотря на то, что она до сих пор развивается.

Сам герой по сути своей крайне бездарен, нервен и слеп, но зато его малые способности к самостоятельному существованию, к тому, чтобы добиваться всего своими силами, склоняют голову перед талантом к своеобразному паразитизму и игре на тонких струнах человеческой души, на чувствах и эмоциях. Итак, (знакомьтесь,) Жорж Дюруа – обладатель, как нам многократно повторяет писатель, выгодной, счастливой наружности, внутри посредственен и не очень умён, однако ему не составляет труда втереться в доверие или вовремя сказать умную фразу, услышанную когда-то (или даже только что) из чужих уст, выдав её за свою и при этом не оставшись в дураках, как это часто бывает в подобных ситуациях у людей неопытных.

Но поступает он при этом – такое порой создаётся впечатление – будто бы неосознанно, по-детски. Задав себе цель сделать добротную карьеру, он идёт к ней, во-первых, как бы по наитию, не имея в голове масштабного плана по возвышению своей личности в обществе, отталкиваясь от того, каким боком повернётся ситуация в конкретный момент времени; а во-вторых, не ради статуса, положения как таковых, а скорее ради удобства его собственной жизни, которое при этом будет достигнуто (потому что там-то, на высоком посту, о нём уже позаботятся, и можно будет ни в чём себе не отказывать, не выбирать между одним сиюминутным развлечением и аналогичным другим). Жоржу нужен не результат, а те процессы (последствия), которые будут происходить после достижения этого результата, и он вовсе не думает о том, что будут чувствовать люди, когда в конечном итоге поймут, что всё это время они являлись очередным шагом на пути искусного – но не осознающего это – манипулятора с привлекательной внешностью. И этим качеством он чем-то напоминает мне ребёнка в теле взрослого, который «видит цель, но не видит препятствий», а вместе с тем и не умеет строить какие-то более-менее сносные планы, и вообще в крайней степени ленив, не пренебрегает придумывать себе отмазки.

Однако как засчёт нервности его мыслей, в которых так часто дублируются все наши ежедневные вопросы из серии «Не выгляжу ли я нелепо?», «А не засмеют ли меня в таком наряде?», так и из-за неплохого раскрытия психологического портрета Дюруа кажется читателю очень осязаемым персонажем. Но каким бы осязаемым он ни был, он всё же не перестаёт быть всего-лишь образом из множества идентичных, которые служат для того, чтобы раскрыть, во-первых, апофеоз общества, «где всё продаётся и всё покупается» и нет места самостоятельности, а во-вторых, вызвать в голове у читателя бессильный вопрос: а осознаём ли мы, кого взращиваем?
Ведь есть разница между людьми, идущими по головам, но при этом умеющими создавать многие вещи, необходимые для достижения цели, своими силами и умом, и людьми, поступающими таким же образом, но при этом при столкновении с ситуацией, когда они чего-то не могут или не умеют, отвергающими любую возможность получения навыка или знания; людьми, которым проще, чтобы что-то сделали за них за милые глазки или пару купюр, чем учиться этому самостоятельно.
И одно только в Жорже Дюруа хорошо – умение вовремя установить и в случае чего поднять нужные связи. Вот этому, мне кажется, многие захотели бы поучиться.

И всё-таки среди произведений, «открывающих читателю глаза» на то, что его окружает, «Маленький друг» – не единственное и даже далеко не первое. Однако в этом романе потрясает то, насколько правдивыми, естественными кажутся образы, и то, как именно в нём раскрыто общество – нелепая масса, в которой инфантильные люди, растерявшие всё присущее человеческой душе, ходят по головам друг друга и скрывают это за напускной вежливостью и льстивыми словечками так же, как сама суть произведения прячется за любовными интригами и не особенно значительными сюжетными событиями. Так что хотя бы раз прочесть точно стоит, тем более что объём работы такой небольшой.

#С2_1курс (Список №1, Франция.)

@neveroff25 сентября 2019 18:42

Очень понравилась рецензия, спасибо. Кстати, насчет "не единственное и даже далеко не первое" вкупе с "новой, только-только взращивающейся в обществе девятнадцатого века человеческой натуре": у меня Жоро Дюруа как-то ассоциируется прям с Дорианом Греем. Может, это ошибочно, но вот факт.

Первый список - в копилке.

Ответить

Jane ㅤ (@v1shn)25 сентября 2019 23:42

@neveroff, наверное, всё-таки не ошибочно, потому как и я сама в процессе написания рецензии в один момент захотела упомянуть, что эти два персонажа в голове очень тесно между собой связываются ассоциациями. Но тогда бы текста значительно прибавилось, а мы же не хотим пугать людей…

Ответить

@neveroff26 сентября 2019 1:01

@v1shn, пусть тогда сами ассоциации проводят, раз пугаются Дориана))

Ответить
Похожие рецензии
@ttcyonker Okonoma 26 апреля 2014
Книга и не плохая, но и не шедевр. Обычный сюжет об альфонсе, завоевывающем положение любовными связями с богатыми женщинами. Лично мне ничего особенного не запомнилось ...Читать далее
@anastasiaremiz Анастасия Ремиз 8 сентября 2014
После прочтения описания книги не хотела начинать читать данный роман. Но по просьбе друга все же взялась) В итоге прочла книгу за выходные. Жажда узнать ...Читать далее
@aliceglu Алиса 16 октября 2014
Мне многие советовали прочесть этот роман, и вот он у меня в руках. Но никакого восторга у меня нет. Не знаю даже... Может со мной, ...Читать далее
Обложка Милый друг

Экранизации

(реж. Пьер Кардиналь), 1983г.
(реж. Деклан Доннеллан, Ник Ормерод), 2010г.
(реж. Филипп Трибуа), 2005г.
(реж. Мак Альберг), 1976г.
(реж. Луи Дакен), 1955г.
(реж. Antonio Momplet), 1947г.
(реж. Вилли Форст), 1939г.
(реж. Августо Дженина), 1919г.
Лучшие книги - Топ 100
82.
9.0 (395 оценок)
84.
9.2 (104 оценки)
85.
8.9 (2572 оценки)
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт