Рецензия на книгу Школьный вальс, или Энергия стыда от neveroff
Некоторое время назад я был буквально очарован сборником рассказов Фазиля Искандера Детство Чика. А вот с этой повестью вышло все не так. На первый взгляд странно: и там, и там главный герой - мальчик младших классов, описывающий свою семью и друзей; и там, и там детские проделки вызывают улыбку взрослого читателя; и там, и там действие разворачивается в конце 30х годов; и там, и там нас окутывает мягкий авторский стиль речи Искандера. Но если в "Детстве Чика" и само происходящее - легкое, забавное, в какой-то степени ностальгическое по беззаботности первого десятилетия жизни, то в данном случае меняется само настроение.
Дело в том, что в данной повести писатель сместил крен с рассказов "о жизни мальчика и его окружения" на рассказы "о жизни мальчика и его окружения во времена сталинских репрессий". Т.е. если в той книжке всякие поиски шпионов и государственных вредителей были игрой, то тут, оказывается, шпионов и вредителей находят по настоящему. Причем преимущественно среди наиболее порядочных людей.
Мальчик в силу возраста не очень понимает, что происходит. Он слышит фразы взрослых и недоумевает - они же явно противоречат тому, каким обязан быть хороший советский гражданин. И это ведь очень хорошие люди, он знает их именно с этой стороны. А тут - неправильные слова, да еще и шепотом, наедине, тайно. Это тоже неправильно - правильный советский гражданин во всех фильмах и книжках кричит о справедливости в голос. И вот, пожалуйста, в жизни всё не так, оказывается?
В общем, ребенок видит много, понимает мало, зато может вспомнить, будучи взрослым, и сопоставить. И про аресты ни за что, и про "неправильные" слова, оказавшиеся правдой, и про "справедливость", и про моментальное перекрашивание политики партии на 180 градусов за одну ночь. Например, автор описывает ситуацию, как вошедшее в речь слово "фашист" в качестве синонима зла, резко стало нельзя использовать в данном значении после подписания пакта с Фашистской Германией, ведь теперь они с нами, значит хорошие.
Правда, через два года снова станут плохими. И слово тоже. Представляете себе детское восприятие таких факторов?
Однако при всей важности темы, при всей необходимости подобных воспоминаний, при всей красоте стиля Фазиля Искандера, осталось ощущение чего-то такого... искусственного. Как будто писателю разрешили написать о детстве и арестах, затронувших семью, даже не разрешили, а настоятельно попросили, но при этом от того КАК ты напишешь, в каких красках и с каким упором, всецело зависит твое будущее. И моментально из слов пропала естественность, а со страниц - атмосфера реальной жизни.
Противоречивые впечатления, короче говоря.