Рецензия на книгу Возвращение в Брайдсхед от neveroff
Ну вот как-то...
Начинается роман с военных похождений некоего капитана Чарльза Райдера. Некоторые забавные моменты даже натолкнули на приятные воспоминания об удивительной Поправка-22. Но все быстро заканчивается: Райдера и его сослуживцев переводят в другую местность, в которой капитан узнает родовое поместье друга молодости под названием Брайдсхед. На мужчину нахлынывают воспоминания о прекрасных годах и глупых поступках.
Именно тут и начинается настоящее повествование. С периода обучения Чарльза в университете и знакомства с этим странным пареньком Себастьяном Флайтом, а затем и его еще более странной семьей - помешенной на религии матери, хорошенечко гулящим отцом, а главное с его сестрой Джулией. Короче говоря, вся последующая жизнь Райдера неразрывно связана с Брайдсхедом. В какой-то момент даже теснее, чем жизнь Себастьяна, потомственного владельца.
Читатель обнаружит очень настольгический, даже лирический рассказ. Переплетение судеб, юношеская дружба, ошибки молодости, в том числе и в любви, обиды и прощения, поиск настоящего чувства и отголоски детского воспитания, способного разрушить, казалось, наконец-то найденное счастье.
Скажу так: если вам понравилась Ночь нежна Фицджеральда, то понравится и этот роман. Я, собственно, тоже их оценил одинаково. В данном случае, я получил удовольствие только от фирменного языка Ивлина Во с его классической иронией и очень вкусным снобизмом. Но сама история мне была малоинтересна, даже ближе к скуке. Хотя некоторые фрагменты были очень поэтичными и даже какими-то метафорическими. Например, та же финальная сцена со свечой - красиво же, черт побери! Как узелок всех нитей всех судеб всех персонажей...
Но сами персонажи не стали близкими. Понятны мотивы и понятны поступки. Даже те, которые я считаю идиотскими. Понятно почему хороший человек становится алкоголиком, а потаскун приходит к вере. Понятно почему брошенная и нелюбимая женщина отыгрывается на детях, промывая им мозги религией до состояния белизны. Короче, понятно всё (или многое, чтобы не сильно задаваться). Непонятно только - зачем это всё мне, если вся эта поэтичность и лиричность совершенно не цепляет. Думаю, книга в свое время имела гораздо больше успеха, т.к. были люди, испытывающие ту же ностальгию по ушедшей Викторианской и Эдвардианской Британии, с их пусть и чопорными и смешными, но укоренившимися и четкими устоями. Современному же человеку, особенно такому, который приветствует перемены, настроиться на нужный лад гораздо сложнее.
Вот не соглашусь, мне Ночь нежна совершенно не понравилась, а этот роман очень люблю. Мне кажется, все зависит от нужного состояния в момент чтения. У меня когда-то все совпало, и тогда просто пробирало во время чтения от глубины эмоций. И хотя, как я понимаю, сам Ивлин Во хотел подвести к мысли, что ниточки религии, запущенные в детстве, потом по-любому приведут к ней (он же сам, кажется, ударился в католичество), но у меня возникали обратные мысли. То есть там своё можно найти и религиозному человеку, и не очень) Помню, меня очень впечатлило отношение матери к пьянству сына. То есть Богу он и алкоголиком близок, за его душу беспокоиться из-за этого нечего (а это единственное, из-за чего в жизни стоит беспокоиться), а то что она не давала детям обыкновенного тепла, это ничего, любовь ее распространялась только на Бога.
@bedda, у меня обе книги вызвали одинаковое ощущение - сначала большой интерес, потом просто события с небольшим количеством эмоций, а с середины ничего уже не трогало, кроме авторского стиля.
А мать самый интересный, но по-плохому, персонаж романа, для меня.
@neveroff, меня ещё отец заинтересовал. Вот это его финальное крестное знамение, например.. Мне вообще кажется, что в этом романе одно и то же событие можно интерпретировать по-разному. Кто-то посчитает, что он таки пришёл к религии (капание жены на мозг все же дало результат). А мне кажется, что он это сделал на всякий случай: кто его знает, есть там тот бог или нет, но если есть, на всякий случай постараюсь его задобрить)
@bedda, я уверен, что он это сделал от страха перед смертью. Никакой искренности. Чисто на - а вдруг?) Как тот мальчик Изя в советской школе, когда учительница говорит классу, что Бога нет и давайте в небо покажем дулю. Все дети показывают, а Изя - нет. Учительница спрашивает:
- Ты что, веришь в бога?
- Понимаете, если он таки есть, то зачем я буду его дразнить? А если нет, то кому же дулю тыкать?
@bedda, п.с. и тем хуже, что по сути из-за страха эгоиста разрушаются отношения. Хотя тут и Чарльз не прав - ну не веришь ты, чего упираться с этим причащением? Не тебе же его делать, в конце концов...
@neveroff, ну это тоже показывает, что у многих эта так называемая религиозность сводится к обрядовости. Как будто, если Бог есть, ему есть дело, кто съел облатку, а кто нет
@bedda, полностью согласен. Вера и религия вещи разные и даже практически несовместимые. Как ни странно)